Наперегонки с Европой

Продукты на российских прилавках дорожают вчетверо быстрее, чем в Европе, обнаружил Росстат. Чемпион роста – овощи
Д. Гришкин

Чемпион роста цен – овощи: они в России за первое полугодие подорожали на 53,5%, а в Европе – всего на 2,9%. Цены на хлебобулочные изделия и крупы выросли на 18% (в Европе – на 4,6%), масла растительные и животные – на 16,1% (в Европе – на 4,5%), фрукты – 13,2% (8,4% в ЕС) (все данные по России – Росстат, по ЕС – Евростат).

Производители по-прежнему винят рост мировых цен на биржевые продовольственные товары, подорожание энергоносителей и удобрений.

«Мы вынуждены поднимать цены, чтобы не работать себе в убыток», – говорит директор по производству компании «Белая дача» (занимает 5% рынка овощей Москвы) Владимир Ландышев. Затраты на газ у его компании только с января выросли на 25%, электричество – на 40%, минудобрения – больше чем вдвое, утверждает он (эти затраты составляют основу себестоимости овощей). На 20% пришлось поднять зарплаты, продолжает он. «По сравнению с этим 20%-ный рост цен на наши овощи не выглядит неожиданным», – резюмирует Ландышев. Рост издержек продолжается, так что овощи будут дорожать и дальше, предупреждает он.

Потребление фруктов в России растет быстрее, чем в Европе, говорит источник в компании «Оптифуд» (импортер фруктов и овощей). Российские фрукты пока не составляют серьезной конкуренции импортным и цены растут вслед за мировыми, продолжает он. Прошлый сезон в странах-поставщиках оказался неурожайным, а спрос на мировом рынке сильно опережает предложение.

Масла дорожают пропорционально на мировом и российском рынках, напоминает директор по маркетингу WJ Сергей Козлов. Но основная причина отрыва от Европы – урожай ниже прогноза и рост внутренних цен на подсолнечник. В этом году основные производители масла уже закупили сырье по прежним высоким ценам, говорит он, но скоро они «неизбежно» пойдут вниз, ждет Козлов. Новый урожай масличных в России, как ожидается, будет хорошим, мировых запасов достаточно, конъюнктура международного рынка «неплохая», говорит Сергей Иванов, гендиректор УК «Солнечные продукты»: объективных факторов, которые будут давить на цены, как это было в прошлом году, в ближайшие полгода не будет.

Хлеб и хлебопродукты дорожают в первую очередь из-за роста общих производственных и административных издержек, говорит топ-менеджер комбината «Черемушки», попросивший об анонимности. «В Европе иные стартовые условия: там хлеб изначально стоил дороже. А в России, при том что хлебокомбинаты работают на импортном оборудовании и зарплаты постоянно растут, большинство хлебопеков вплоть до нынешней весны работали себе в убыток», – утверждает он. По его словам, рост цен «дал возможность получить минимальную доходность».