Автоблокада

Финляндия собирается ограничить ввоз автомобилей через свою территорию в Россию. Причины – российские пошлины на лес-кругляк и закрытие таможенного пункта Торфяновка

Движение грузовиков с автомобилями в Россию через Финляндию может быть ограничено, заявила министр транспорта Ану Вехвилайнен. С мая российское правительство запретило перевозку авто через один из трех пропускных пунктов между двумя странами – Торфяновка-Ваалимаа, недовольна министр. На него приходилось порядка 30% трафика.

Автовозы были переориентированы на два других пункта, чтобы решить проблему грандиозных пробок на границе, объясняет представитель Федеральной таможенной службы. На пунктах Брусничное и Светогорск с осени действует «зеленый коридор» для автовозов.

Месяц назад о возможности введения транзитной платы для российских автовозов заявлял министр внешней торговли Финляндии Пааво Вайринен: эти средства могли бы пойти на компенсацию финским лесопромышленникам повышения Россией пошлин на вывоз круглого леса. Не исключал этого и еврокомиссар Петер Мандельсон.

С апреля 2008 г. пошлина повышена с 10 до 15 евро за кубометр, а с января 2009 г. поднимется до 50 евро (столько сейчас стоит кубометр кругляка в Финляндии).

Рост пошлин может стоить финнам бизнеса: концерн Stora Enso ожидает снижения прибыли и, возможно, сокращения производства со второго полугодия. Финский леспром может потерять 8000–20 000 рабочих мест.

Ввоз новых иномарок в Россию в 2007 г. вырос на 75% до $32,8 млрд, подсчитал «Ренессанс капитал». Половина (800 000 из 1,7 млн шт.) ввезена через Финляндию, говорит аналитик ИГ «Капитал» Михаил Пак. Транзитные перевозки через Финляндию в Россию выросли в 2007 г. до 7 млн т, сообщает газета «Талоуссаномат». Финские логистические предприятия заработали на этом более 365 млн евро.

Официальных предупреждений от Финляндии о введении транзитных пошлин не поступало, говорит директор департамента Минэкономразвития Максим Медведков: такое решение противоречит договору о свободе транзита, заключенному в 2004 г. между Россией и ЕС. Обойти закон можно, например, затягивая сроки таможенного оформления авто, предполагает Вильгельмина Шавшина из DLA Piper.

Путь через Прибалтику или Черное море дороже, знает руководитель автопрактики Ernst & Young Иван Бончев. Все производимые в Германии «Порше» транспортируются в Россию морем через Финляндию, говорит представитель «Порше Руссланд» Оксана Хартонюк: путь по суше более дорогой и длительный. Через Финляндию дешевле везти авто даже из Юго-Восточной Азии из-за высоких железнодорожных тарифов, знает Шавшина.