Схема «Лукойла»

Единственный заправщик нижегородского аэропорта покупает авиатопливо у единственного нижегородского НПЗ. Обе компании – «дочки» «Лукойла», одна поднимает оптовые цены на авиакеросин, другая – розничные
А.Белоусов

Нарушители. 15 июля 2008

ФАС России возбудила дела в отношении пяти нефтяных компаний: «Лукойла», «Газпром нефти», «ТНК-ВР холдинга», «Роснефти» и «Сургутнефтегаза». Найдены признаки злоупотребления доминированием на рынках авиакеросина и дизтоплива.

21 июля 2008

Самарское УФАС возбудило дело в отношении ТЗК «Самара» за повышение цен на авиатопливо. В декабре 2007 г. отпускные цены авиакомпаниям выросли на 16% (до 25 500–25 700 руб. за 1 т), а в мае – июне 2008 г. еще на 27% (до 35 500–35 700 руб.).

ООО «Лукойл-Аэро»

Продавец авиатоплива. Выручка – 28,182 млрд руб. (2007 г., «СПАРК-Интерфакс»). Чистая прибыль – 727,760 млн руб. Владелец – ОАО «Лукойл» (100%).

ОАО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез»

Производитель топлива. Выручка – 149,84 млрд руб. (2007 г., «СПАРК-Интерфакс»). Чистая прибыль – 3,78 млрд руб. Владелец – ОАО «Лукойл» (100%).

Антимонопольное ведомство усмотрело признаки нарушения ст. 10 закона «О защите конкуренции» – установление монопольно высоких цен, сообщила «Ведомостям» главный специалист-эксперт УФАС Ирина Кошелева.

Дело в отношении нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) «Лукойл-нижегороднефтеоргсинтез» и топливно-заправочного комплекса (ТЗК) «Лукойл-аэро» возбуждено 23 июля, говорит Кошелева.

По словам Кошелевой, с октября 2007 г. по июль 2008 г. нижегородский филиал «Лукойл-аэро» повышал цены на авиационный керосин шесть раз, цены за это время выросли на 76% с 16 900 руб. до 29 800 руб. за 1 т (без НДС). Отпускные цены на топливо НПЗ за этот период увеличились на 96% с 11 936 руб. до 23 452 руб. за 1 т.

Филиал «Лукойл-аэро» – единственный заправочный комплекс в Международном аэропорту Нижний Новгород (МАНН). Все авиатопливо филиал закупает у другой лукойловской «дочки» – «Лукойл-нижегороднефтеоргсинтез». Дело возбудили по результатам проверки обоснованности роста цен, начатой в середине июля, уточнила Кошелева.

В «Лукойл-нижегороднефтеоргсинтезе» и «Лукойл-аэро» за комментариями предлагают обратиться в головной офис «Лукойла». Руководитель пресс-службы «Лукойла» Дмитрий Долгов сказал, что не считает «дочек» нефтяной компании нарушившими антимонопольное законодательство. От дальнейших комментариев он отказался «до получения документов из УФАС».

Директор филиала авиакомпании S7 Airlines в Нижнем Новгороде (летает шесть раз в неделю в Москву и обратно) Олег Нерсесян сообщил «Ведомостям», что в 2007 г. в их эксплуатационных расходах стоимость авиакеросина составляла 30–35%, а теперь – 50%. Из-за этого компания повысила цены на билет. В частности, в двух категориях бизнес-класса S7 билеты подорожали с 17 000 до 24 000 руб. и с 22 000 до 31 000 руб.

Топ-менеджер другой авиакомпании, попросивший не называть ее, сказал, что авиаперевозчик не сокращал рейсы Москва – Нижний (летом большой спрос), но цены на билеты пришлось повысить. На сколько – собеседник «Ведомостей» сообщить отказался.

Авиакомпании «Татарстан» пришлось отменить ставший убыточным рейс Нижний Новгород – Ереван, сетует заместитель коммерческого директора Минефаяс Шарипов.

Директор представительства Austrian Airlines в России по маркетингу и коммуникациям Елена Макагонова говорит, что, поскольку они начали полеты из Вены в Нижний и обратно только в апреле 2008 г., повышение цен на авиакеросин пока не повлияло на цену билета, компания по-прежнему выполняет три рейса в неделю.

По мнению директора по развитию и маркетингу центра исследований конъюнктуры нефтяного и нефтехимического рынков «Кортес» Павла Строкова, если бы в нижегородском аэропорту был второй ТЗК, цены не росли бы такими темпами. Строков не исключает, что стабилизировать внутренние цены можно, если рассчитывать их по формуле, которую на этой неделе предложила ФАС России: мировые цены минус экспортная пошлина минус логистика.

Юрист нижегородского офиса «Яковлев & партнеры» Владимир Готлиб отметил, что если УФАС удастся доказать нарушения «Лукойл-аэро» и «Лукойл-нижегороднефтеоргсинтеза», то обеим компаниям грозит штраф от 0,01 до 0,15 размера суммы выручки от реализации авиакеросина за исследуемый период. Объемы поставок «Лукойл-нижегороднефтеоргсинтез» и «Лукойл-аэро» раскрыть отказались.