Дэвид Фасс: «Мы производим и продаем риски», - Дэвид Фасс, руководитель подразделения глобальных банковских услуг Deutsche Bank

Уход нескольких десятков сотрудников не помешает Deutsche Bank сохранить лидирующие позиции на рынке инвестбанковских услуг России, уверяет Дэвид Фасс
С.Портер

1986

вице-президент по корпоративному финансированию компании Paine Webber, специализировался на вопросах заемного финансирования и организации сделок по закрытому размещению ценных бумаг

1996

руководитель группы по телекоммуникациям, медиа и технологиям в компании Chase Securities

2001

начал работать в лондонском подразделении Deutsche Bank, был соруководителем отдела долгового рынка. С 2004 г. – глава департамента инвестиционно-банковских услуг банка по Европе, Ближнему Востоку и Африке

Deutsche Bank

Международная банковская группа. Активы – 2,3 млрд евро (на 31 марта 2008 г.). Собственный капитал – 34 млн евро. Чистая прибыль – 6,5 млрд евро (2007 г.). Списания в результате финансового кризиса – $7,7 млрд (с начала 2007 г., по данным Bloomberg). Капитализация – 31,3 млрд евро. 100% акций в свободном обращении, крупнейшие институциональные инвесторы: Alliancebernstein LP – 5,69%, Deutsche Bank Investment Management – 5,01%, Barclays – 3,63% (по данным Reuters на 30 июня 2008 г.). В России 100%-ная «дочка» Deutsche Bank занимает 62-е место среди российских банков по активам (42 млрд руб.) и 41-е – по капиталу (7,4 млрд руб.).

В разгар мирового финансового кризиса Deutsche Bank столкнулся еще и с локальными трудностями в России. Вслед за покинувшими компанию Ильей Щербовичем (работает в UCP) и Юрием Соловьевым (трудится в ВТБ) ушли еще несколько десятков сотрудников. Теперь они конкурируют с бывшими коллегами за мандаты.

– Закончился ли финансовый кризис для Deutsche Bank? Почему потери банка меньше, чем у других?

– Об этом кризисе не стоит говорить в прошедшем времени. Он продолжается для всех финансовых компаний, включая Deutsche Bank. Но мы всегда были известны как компания с очень развитой культурой управления рисками, я имею в виду операционные, кредитные и рыночные риски. Наша стратегия типична для компании-производителя, которая предпочитает производить товары и продавать их в отличие от складской компании, которая хранит товары. Мы производим и продаем риски, а не храним их, и, я считаю, именно это является одной из причин того, что Deutsche Bank успешно противостоял кризису.

– Поменялись ли ваши отношения с клиентами и их потребности в связи с кризисом? Стало ли у вас меньше сделок?

– Потребности клиентов ощутимо не изменились, но по сравнению с докризисным периодом стало меньше финансовых учреждений, способных удовлетворить их. Поэтому спрос на наши услуги на самом деле не уменьшается, а повышается. Количество сделок, возможно, и сократилось, но объем нашего участия только растет. Это относится и к нашему бизнесу в целом, и к России.

– В последнее время российский Deutsche Bank покинуло довольно много сотрудников, как говорят на рынке – более 100. Могли бы вы объяснить, почему это случилось, как вы будете восполнять потери?

– Когда вы один из лидеров рынка и у вас много сотрудников на таком растущем рынке, как российский, совершенно естественно для ваших конкурентов и для тех, кто хочет выйти на рынок, прийти к лидеру и попытаться нанять его сотрудников. Число сотрудников, покинувших компанию в марте и апреле этого года, значительно меньше 100 человек, и это полностью в рамках того, чего мы ожидали в условиях конкурентного рынка профессиональных кадров, такого как российский. Мы уже заменили сотрудников на всех ключевых позициях и продолжим нанимать людей и инвестировать в этот рынок, потому что условия здесь очень привлекательны. У нас в России работает около 1000 человек – некоторые в штате, некоторые вне его. За семь лет количество сотрудников выросло в 10 раз. Я ожидаю, что в течение трех лет у нас здесь будет до 1500 сотрудников.

– Планирует ли банк в ближайшее время выйти на рынок розничных банковских услуг или страхования в России?

– Мы будем стремиться к тому, чтобы следовать стратегии, которой придерживаемся и на других рынках. Она ориентирована на широкий ассортимент продуктов, включая инвестбанковские услуги, розничные услуги, управление активами и управление крупным частным капиталом. Первой возможностью, которую мы увидели в России, было развитие инвестиционно-банковского бизнеса, поэтому мы так агрессивно его строили. Что касается банковской розницы, для нас было важно утвердиться в позиции лидера на рынке, иметь сильный бренд, прежде чем инвестировать в это направление деятельности более масштабно и создавать филиалы. Мы не ставим себе какие-то временные рамки, скорее мы стремимся использовать возможности рынка.

– Говорят, что Deutsche Bank собирается купить у бывших владельцев UFG еще и управляющую компанию. Не могли бы вы рассказать об этом несколько подробнее?

– Думаю, в будущем мы бы, возможно, заинтересовались подобными возможностями, если бы они появились.

– С начала кризиса почти никаких существенных сделок в финансовом секторе в России не было, и вы говорите, что вы тоже пока не собираетесь ничего покупать. Это связано с осторожностью, которая сейчас свойственна всем финансовым компаниям, или с чем-то еще?

– Финансовые организации во всем мире продают непрофильные активы, привлекают капитал, проводятся сделки с их контрольными пакетами, и таких ситуаций будет еще больше. Это именно те темы, которые сегодня привлекают наибольшее внимание людей по сравнению с обычными сделками.

– Вы не могли бы все-таки объяснить, почему до кризиса были какие-то возможности, при том что все стоило довольно дорого? А сейчас, казалось бы, все должно стоить дешевле, а почему-то сделок не совершается.

– Степень гибкости любого финансового учреждения сейчас существенно меньше по сравнению с тем, что было год или полтора назад, ведь ограничений становится все больше. Поэтому скорость сделок снижается. Не думаю, что это продлится вечно, я считаю, что большой объем ликвидности вернется в сектор финансовых услуг. Капитал уже перемещается в области, где есть потребность в ликвидности: например, на Ближнем Востоке и в Азии он перемещается в сферу финансовых услуг. По моим представлениям, обстановка несколько нормализуется, и тогда финансовые институты будут больше взаимодействовать.

– Известно, что в Deutsche Bank работают сыновья двух известных госбанкиров. Хотелось бы узнать, случайно ли это получилось, за что они отвечают и помогает ли это как-то получать мандаты этих банков и вообще госкомпаний?

– Это не дает нам никаких исключительных преимуществ в связи с некими особыми родственными отношениями, которые сложились у этих сотрудников с кем-то. Это очень способные люди, они выполняют важную работу в банке.