Создали конкурента

Долговые проблемы «Эйрюнион» вчера привели к отмене значительной части ее рейсов из «Домодедово». Росавиация говорит о возможности отзыва лицензий. «Ростехнологии», которые обещали помочь авиаальянсу стать лидером рынка, от своих слов не отказываются, но и денег не дают
Сергей Чемезов проводит аудит «Эйрюнион»/ Д. Гришкин

Госкорпорация «Ростехнологии», которой сейчас передаются госпакеты акций перевозчиков альянса, намеревалась создать из него конкурента «Аэрофлоту». По крайней мере именно об этом говорил в интервью «Ведомостям» ее глава Сергей Чемезов. Но пока она только признала, что общий долг пяти компаний превышает $1 млрд. Источник в «Эйрюнион» говорит, что они исчерпали все свои ресурсы: если на единичные задержки можно было реагировать, то сейчас уже «невозможно что-либо сделать».

«Эйрюнион»

Авиаальянс. Объединяет «Красэйр», «Домодедовские авиалинии», «Самару», «Омскавиа», «Сибавиатранс». Первые четыре из них получили в 1-м полугодии 2007 г. общий чистый убыток в 765 млн руб. при выручке в 10,6 млрд и долге в 7,8 млрд руб. Суммарный пассажиропоток – 3,6 млн человек (2007 г.). Акционеры – братья Борис и Александр Абрамовичи (около 40% «Красэйр» и «Самары», 48,6% ДАЛ, около 70% «Омскавиа» и 100% «Сибавиатранса»). Государство передает 51% «Красэйр», 50,04% ДАЛ и 46,5% «Самары» «Ростехнологиям».

Вчера c 16.45 МСК из «Домодедово» не был выполнен ни один рейс авиакомпаний, входящих в альянс «Эйрюнион»: «Красэйр», «Домодедовских авиалиний», «Самары», «Омскавиа» и «Сибавиатранса», сообщил «Ведомостям» представитель аэропорта Эльдар Тузмухаметов. По его словам, в общей сложности было отложено 16 внутренних и международных рейсов – все они перенесены на сутки. По данным онлайн-табло «Домодедово», самолеты «Эйрюнион» не вылетели в Афины, Салоники, Хургаду, Ганновер, Барнаул, Красноярск, Томск, Якутск, Хабаровск, Благовещенск, Душанбе, Самарканд, Омск, Норильск и Нижневартовск. Тузмухаметов отказался назвать конкретную причину столь массовой задержки, отметив лишь, что это вина самой авиакомпании. Но источник, близкий к руководству аэропорта, говорит, что это неплатежи.

Задержки рейсов «Красэйр» (от 1 до 10 часов) продолжались вчера и в аэропорту «Емельяново» (Красноярск). Как рассказал Игорь Каталевский, совладелец компании «Сибирь авиасервис» – основного поставщика керосина «Красэйр», там заправка самолетов началась только после того, как компания перечислила 20 млн руб. (общий долг – более 170 млн руб.). А с 27 августа обещает прекратить обслуживание всех рейсов «Эйрюнион» аэропорт в Омске. На его официальном сайте говорится, что долг альянса на 20 августа составил 45 млн руб.

Пресс-секретарь «Эйрюнион» Юлия Багрышева отказалась от комментариев, сославшись на официальное сообщение альянса. А в нем говорится, что «контрагенты «Эйрюнион» до сих пор не получили точной позиции госкорпорации «Ростехнологии» относительно погашения кредиторской задолженности и были вынуждены прибегнуть к крайним мерам». Представитель «Ростехнологий» также отослал к официальному сообщению госкорпорации, которая «в очередной раз заявляет, что через своих представителей в альянсе «Эйрюнион» проводит [его] финансовый аудит» и комментарии по задолженности сможет дать только после него.

Росавиация уже создала комиссию по расследованию ситуации с «Эйрюнион», сообщил ее руководитель Евгений Бачурин. Сегодня агентство направит его компаниям предписание – перевозчикам дается недельный срок на урегулирование проблем. Понятно, что за это время они не найдут необходимую сумму, но пусть договариваются, настаивает глава ведомства: если ничего не изменится, Росавиация не одобрит зимнюю чартерную программу «Красэйр», а также начнет сокращать рейсы компаний. Крайняя мера – отзыв свидетельств эксплуатантов и лицензий на перевозки, но она реальна, говорит Бачурин.