Среда выживания

Росавиация нашла керосин для самолетов «Эйрюнион», но в ближайшую среду он кончится опять. Финансовые проблемы альянса не решены, его компаниям уже запретили продавать билеты на зимние рейсы
М.Стулов

Спрос на рейсы «Эйрюнион» скорее всего будет падать, считает аналитик «Ингосстрах инвестиций» Евгений Шаго. Он не исключил и массового возврата купленных билетов.

«Эйрюнион»

Авиаальянс. Объединяет «Красэйр», «Домодедовские авиалинии», «Самару», «Омскавиа», «Сибавиатранс». Суммарный пассажиропоток – 3,6 млн человек (2007 г.). Акционеры – братья Борис и Александр Абрамовичи (около 40% «Красэйр» и «Самары», 48,6% ДАЛ, около 70% «Омскавиа» и 100% «Сибавиатранса»). Государство передает 51% «Красэйр», 50,04% ДАЛ и 46,5% «Самары» «Ростехнологиям».

Закончившееся в среду поздно вечером совещание в Росавиации дало результат – на несколько дней топливо для «Эйрюнион» нашлось. Вчера аэропорт «Домодедово» начал отправлять задержанные на сутки 16 рейсов авиакомпаний альянса – «Красэйр», «Домодедовские авиалинии», «Самара», «Омскавиа», сообщила представитель альянса Юлия Багрышева. В первую очередь обслуживались международные рейсы – в Ираклион, Анталью, Хургаду, затем внутренние с максимальным количеством пассажиров – Петропавловск-Камчатский, Красноярск, Благовещенск, Анадырь, Норильск, отмечает Багрышева: всего вылетов дожидалось около 1700 человек, в основном туристов (подробнее см. статью на стр. Б5). Представитель «Домодедово» от комментариев отказался.

«Эйрюнион» испытывает проблемы с финансированием заправки своих самолетов, признал вчера глава Росавиации Евгений Бачурин: неплатежи и стали причиной сбоя. Пока самолеты альянса заправляют за счет «Трансаэро», рассказал Бачурин. По его словам, Росавиация сама обратилась с просьбой о помощи «Эйрюнион» к крупнейшим российским авиаперевозчикам: кроме «Трансаэро» не откликнулся никто.

«Трансаэро» уведомила «Домодедово», что готова предоставить 500 т керосина, сообщил представитель авиакомпании Сергей Быхал. Кто и как гарантировал оплату топлива (17,5 млн руб.), он не сказал: помощь оказана, чтобы улетели люди и чтобы «поддержать престиж отрасли».

«Ростехнологии» также начали вести переговоры с нефтяными компаниями и оптовыми трейдерами о предоставлении топлива под гарантии госкорпорации, продолжает Бачурин. Представитель госкорпорации подтвердил факт переговоров, отказавшись назвать, с кем именно и под какие гарантии они велись.

Обращались они, в частности, в торговый дом «Топливное обеспечение аэропортов» (ТОАП), говорит его гендиректор Евгений Островский. Но трейдер отказался: «Эйрюнион» уже должна ТОАП 3,5 млрд руб., поясняет он. Представители «Газпром нефти», «Лукойла» и «Роснефти» не располагают информацией о том, обращались ли «Ростехнологии» к ним.

Росавиации известно, что за сутки для альянса было найдено (в том числе и самими чиновниками) 3600 т керосина, говорит Бачурин, их должно хватить до 26 августа. Конечно, это более чем временная мера, признает источник в «Ростехнологиях», но больших возможностей нет. Вчера госкорпорация в своем сообщении опять напомнила, что не является акционером «Эйрюнион» (передача госпакетов акций компаний альянса не завершена) и к долгам альянса (около $1 млрд) и проблеме их погашения она «совершенно не причастна», так как эти долги копились несколько лет.

Росавиация дала «Эйрюнион» неделю, говорит Бачурин: если до 28 августа задержки повторятся, компаниям запретят продажу билетов на все летние рейсы.

Это коснется и регулярных, и чартерных рейсов летней программы (она действует до конца октября) «Эйрюнион», категоричен Бачурин, а запрет на продажу билетов на зимнее расписание уже действует.

Вчера Транспортная клиринговая палата (ТКП) уже сообщила, что прекращает возврат денег за билеты на рейсы «Эйрюнион», и рекомендовала агентствам по продажам направлять пассажиров с претензиями в альянс. ТКП сейчас занимается подсчетом масштаба возврата билетов компаний, входящих в «Эйрюнион», передает «Интерфакс» со ссылкой на источник в ТКП. Такой статистики пока нет и в самом альянсе.

Продажи билетов «Эйрюнион» по итогам года упадут существенно – на 15%, строит неутешительные прогнозы Шаго. А долг будет только расти – ведь каждый осуществленный рейс идет компании в убыток. Все усугубляется общей ситуацией и объективными обстоятельствами: парк старый (замене подлежит около 80% флота «Эйрюнион»), керосин дорогой, аэронавигационные и аэропортовые сборы растут, поясняет эксперт. Общий чистый убыток «Красэйр», ДАЛ, «Самары» и «Омскавиа» по итогам первого полугодия составил 765 млн руб. при выручке 10,6 млрд руб. и долге в 7,8 млрд руб. Теряет альянс и в пассажиропотоке. В 2007 г. он суммарно сократился на 7,8%, в том числе на внутренних рейсах – на 17,3% (при среднеотраслевых темпах роста – 18,6%). Результаты этого года эксперты оценивать не берутся.