Разглядеть Джакометти

Альберто Джакометти – один из самых узнаваемых скульпторов ХХ в. Убедиться, что он действительно великий скульптор, можно на выставке в Отделе личных коллекций Пушкинского музея

Лес людей. Альберто Джакометти

скульптор. «К моему удивлению, «Композиция 7 фигур – голова» напомнила мне уголок леса, который находился у меня перед глазами в продолжение многих лет; деревья в этом лесу всегда казались мне разговаривающими друг с другом фигурами, которые застыли во время ходьбы»

Тянущиеся ввысь, тонконогие и длиннорукие, занимающие минимум пространства, но резко маркирующие его своей чернотой, скульптуры Джакометти обязательны для любой экспозиции искусства прошлого века – выставочной ли, музейной или респектабельной арт-ярмарки. Без него в истории этого искусства не обойтись, как без Пикассо или Дали. Но – и на этом ловишь себя только на выставке в Пушкинском – в отличие от работ других классиков скульптуры Джакометти обычно не долго разглядываешь. Кажется, что для их понимания достаточно одного мельком брошенного взгляда – настолько они лаконичны в своей монохромности и предельной физической тонкости.

Выставка, привезенная к нам из Фонда Альберто Джакометти в Цюрихе и еще двух швейцарских собраний, хотя и не велика – 27 скульптур, живописный автопортрет и графика, – позволяет как раз внимательно в творчество Джакометти вглядеться и понять, насколько оно значительное, оригинальное, глубокое и страстное. И эта возможность предоставляется впервые – в наших музеях серьезных работ Джакометти нет, его выставка – первая.

Джакометти учился у великого французского скульптора Антуана Бурделя, предпочитавшего массивную скульптуру и тяжелые формы, потом увлекся кубизмом. Этот ранний период представляют на выставке несколько работ, доказывающих, что еще не нашедший своей манеры скульптор был уже очень хорош. Похожая на африканскую скульптуру «Пара», лаконичная «Женщина-ложка» и условная, плоская, всего с двумя вмятинами, квадратная «Смотрящая голова» убеждают, как мало средств нужно было Джакометти, чтобы создать очень эстетские, значительные и запоминающиеся произведения. Затем он увлекся сюрреализмом (а сюрреалисты увлеклись Джакометти), это время иллюстрирует «Неприятная вещь, на выброс» – странный объект непонятного назначения.

После Второй мировой войны, пережитых драм и травм почти 50-летний Джакометти наконец обретает собственный стиль. Он отливает свои фигуры в бронзе, но кажется, что они вылеплены из нее, что скульптор пальцами мял металл. Эти фигуры непропорционально вытянуты, угловаты и некрасивы – в традиционном, классическом понимании прекрасного, – но предельно выразительны своими гордо поднятыми головами, вытянутыми шеями, сомкнутыми или делающими широкий шаг непомерно длинными ногами. У этих фигур очень мало плоти, они тонки, но весомы, тяжелы, хотя кажутся хрупкими. Они говорят о только кажущейся хрупкости бренного человеческого тела.

На этой выставке сделано все, чтобы зрители могли оценить новаторство и пластические достоинства работ Джакометти. Как рождались скульптуры, помогает понять его графика, листы которой создают говорящий фон для больших голов, субтильных фигур и оплывающих вниз бюстов. О том, каким он был человеком, рассказывают чудесный ранний автопортрет и подборка фотографий. И главное, у каждой работы есть небольшие, но очень емкие и помогающие смотреть аннотации. То есть к публике проявлено максимальное уважение, что, в общем, не часто встречается в наших музеях.