Правительство рассудит

Минэкономразвития и Минпромторг не согласовали поправки антимонопольной службы (ФАС) в законодательство о защите конкуренции. Проект будет внесен в правительство с разногласиями

По поручению премьера Владимира Путина ФАС должна внести пакет поправок в законодательство о защите конкуренции до конца сентября. Но, по словам руководителя службы Игоря Артемьева, его ведомство может не успеть согласовать проект с другими ведомствами. Минэкономразвития в своем заключении (есть у «Ведомостей») раскритиковало большую часть концептуальных предложений ФАС.

Минэкономразвития против наделения ФАС правом регулировать деятельность компаний, не занимающих доминирующего положения, но злоупотребляющих «рыночной властью». Им будет грозить оборотный штраф в 1–15% выручки на рынке. Предложенные ФАС критерии злоупотребления рыночной властью (например, «не отвечает принципам добропорядочности») слишком неконкретны, отмечено в отзыве министерства. Принятие поправок переместит значительную часть гражданско-правовых споров из судов в антимонопольные органы, волнуется Минэкономразвития, в итоге предприниматели перейдут от заключения договоров к неформальным соглашениям, снизится инвестиционная привлекательность ряда отраслей.

Понятие добропорядочности есть в Гражданском кодексе, не согласен начальник управления ФАС Сергей Пузыревский, к тому же эта норма рассчитана на выборочное применение.

«Сомнительным» считает министерство и предложение ограничить приобретение новых месторождений или торговых площадей крупными недропользователями и ритейлерами. Проект ФАС запрещает приобретение новых месторождений компаниям, контролирующим 35% разведанных общероссийских запасов по каждому виду ископаемых. Разрешить такую покупку сможет только правительство. Ритейлеров запрет коснется, если они контролируют 35% торговых и складских площадей муниципального района. В таком случае практически все розничные торговцы будут приравнены к монополистам, что «абсурдно», отмечено в отзыве Минэкономразвития: проект запрещает саму возможность заключения договора, что противоречит позиции Конституционного суда. Пузыревский считает, что основной закон разрешает вводить ограничения в отношении монополиста и надеется на сохранение нормы.

Редакция закона о защите конкуренции, предложенная ФАС, вводит понятие недискриминационного доступа к «объектам инфраструктуры» вместо «к товарам естественных монополий». Правительству предложено обязать владельцев инфраструктуры раскрывать информацию, необходимую для свободного доступа, определить формулу расчета затрат на доступ, регулируются очередность доступа и сроки его предоставления. Поправки, касающиеся правил недискриминационного доступа, недостаточно проработаны, отмечено в отзыве. Применяемое понятие объекта инфраструктуры слишком общее, что приведет к распространению контроля на излишние объекты, говорит директор департамента Минэкономразвития Александр Пироженко: чиновники смогут навязать, например, владельцу элеватора тарифы и условия предоставления мощностей, не гарантируя возврата инвестиций и покрытия издержек.

Список объектов социально важной инфраструктуры будет определять правительство, так что лишнюю инфраструктуру оно исключит, считает Пузыревский.

Запрет на приобретение новых месторождений и торговых площадей, а также расширительную трактовку доступа к инфраструктуре нужно исключить из пакета поправок, считает Пироженко. А инструмент контроля в виде «рыночной власти» нужно заменить на другой, добавляет он.

В проекте есть концептуально правильные вещи, но он требует значительной юридической и технической доработки, говорит чиновник Минпромторга: «Поэтому мы дали отрицательное заключение». «Если не успеем согласовать проект до конца сентября, внесем его в правительство с таблицей разногласий, решение будет уже за аппаратом правительства», – говорит Пузыревский.