Бей не задумываясь

«Крити-поп» – очередной проект программы «Москва актуальная», позволяющий внимательно разглядеть художников, без которых не обходится ни одна сборная выставка

Смотрительницы Московского музея современного искусства, обычно скорбно скучающие на работе, на выставке «Крити-поп» довольны и охотно общаются со зрителями, предлагая нажать на кнопку, посмотреть в волшебные очки и стукнуть кулаком по экспонату. «Детям очень нравится», – говорят они.

Авторы выставленных аттракционов художники Владислав Ефимов, Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин работают несколько лет то вместе, то по отдельности и, как говорится, что видят, о том и поют. А видят они перед собой, как и все простые люди нашего времени, экраны – мониторы компьютеров, телевизоры и строки, бегущие где только можно.

На выставке сверкающие огнями электронных букв строки бегут, например, из стоящих на стене муляжей книжных томов с именами русских классиков на корешке, и на них транслируются слова из «Отцов и детей» и «Евгения Онегина». Строки с цифрами биржевых сводок бегут в корзину для бумажного мусора, а в другом случае строки из монолога Гамлета превращаются в цифры этих самых биржевых сводок.

На экранах зрители могут наблюдать чаще всего собственное изображение, которое по-разному трансформируется на экране, и это очень приятно – видеть, как твое лицо становится частью художественного произведения. Например, ваш портрет на экране может быть составлен из логотипов известных торговых марок – в знак протеста против власти коммерции.

В некоторых случаях критический посыл художников каждому ясен – когда, например, на большом экране пухлый девичий рот всасывает через соломинку коктейль из изображений на стоящих рядом трех телевизорах, транслирующих новости или сериал. Но чаще зритель увлечен самим процессом трансформации изображения или смешными видеоперформансами Чернышева и Ефимова.

Каждый из четырех этажей музея в Ермолаевском переулке представляет какое-то направление в работах Чернышева, Ефимова и Шульгина, на каждом из них есть объяснение или манифест. Читать пародийно-левацкие обвинения капитализма забавно, но можно их и не читать. Выставка «Крити-поп» – не критика современного мира, а игра по его законам, это технологичное современное шоу, и вопрос о том, насколько увиденное является искусством, в этом случае не актуален. Выставка заражает энергией, она остроумна и изобретательна, на ней весело не только детям, и главное – выходя с нее, не чувствуешь себя дураком, которому художники заморочили голову. Потому что не скучал.