Премия за торговлю

Нобелевскую премию по экономике получил американец Пол Кругман за «анализ структуры торговли и географического распределения экономической активности»

Тридцать лет назад Кругман представил миру «новую теорию торговли». Он разъяснил, почему в мировой торговле доминируют страны, которые находятся в равных экономических условиях и производят однообразную продукцию. За счет «эффекта масштаба» крупные компании с однотипной продукцией вытесняют мелкие, а каждый производитель становится «монополистом своего бренда». Потребитель предпочитает разнообразие, говорит Кругман, поэтому торговать однотипной продукцией между собой начинают страны с идентичными условиями. Стране выгодно специализироваться на производстве, например, конкретной марки машины, при этом в мировом масштабе снижаются издержки, растут разнообразие продукции и благосостояние потребителей.

Кругман также является автором «новой экономической географии». По его теории, капитал и рабочие руки концентрируются в тех странах и регионах, где возможно максимально использовать «эффект масштаба» (за счет большей численности населения) и минимизировать транспортные издержки.

Пол Кругман – единственный лауреат, он получил 10 млн крон ($1,4 млн). Ученый преподавал в университетах в Йеле, Стэнфорде и Чикаго, сейчас – в университете в Принстоне и ведет колонку в New York Times и Foreign Affairs. Его перу принадлежит 20 книг. Кругман еще несколько лет назад высказывался за госвмешательство в экономику, национализацию банков и повышение налогов, знает профессор РЭШ Константин Сонин.