Свободу торговле

Минпромторг подготовил новую версию законопроекта о торговле. По сравнению с предшественниками проект стал либеральнее
Д. Гришкин

В новой версии проекта закона о торговле (копия есть у «Ведомостей») разработчики отказались от применения пониженного порога доминирования для ритейлеров. Ранее предполагалось, что для Москвы и Санкт-Петербурга он будет установлен на уровне 5%, для остальных регионов – 15%. Теперь доминирующей признается торговая сеть, доля которой «на рынке определенных товаров в границах субъекта Российской Федерации превышает 50%». При этом доля может быть и выше, если компании удастся доказать, что она не ограничивает конкуренцию на рынке. Минимальный порог доминирования для сетей «на рынке определенного товара» – 35%.

Сейчас ФАС признает доминирующими компании, занимающие 35% в пределах определенной географической территории, часто это границы муниципалитета, отмечает партнер «Нерр Штифенхофер Лутц» Илья Рачков. По его словам, при определении максимальной доли доминирования для ритейлеров будет применяться закон о торговле. Эта норма дана скорее в исследовательской форме, говорит замминистра промышленности и торговли Станислав Наумов, добавляя, что впоследствии чиновники могут вообще отказаться от статьи про доминирование.

«Законопроект не прописывает виды товаров, в которых сети не должны доминировать, – говорит председатель совета директоров «Виктории» Николай Власенко. – У многих сетей есть эксклюзивные товары. И получается, что, продавая их, сеть будет нарушать антимонопольное законодательство? Кроме того, как может сеть доминировать по товару, если нет доминирования по торговым объектам?» По его словам, важным в законопроекте является пункт, обязывающий торговые компании уведомлять администрацию регионов о форме торговли, используемых площадях, видах продаваемых товаров и т. д. «Сейчас у администраций нет такой информации и объекты торговли никак не учитываются», – говорит Власенко.

Совладелец сети «Магнит» Сергей Галицкий настроен более радикально. По его мнению, закон о торговле вообще не нужен. «Я не вижу в нашей отрасли ничего такого, что должен регулировать отдельный закон и чего нет в других законах, например в законе о конкуренции, а также в Налоговом и Гражданском кодексах», – сказал Галицкий.

Правительство согласно законопроекту определит необходимые объемы торговых площадей для регионов и установит для них формулу расчета. Нехватка торговых площадей – одна из основных причин низкой конкуренции в торговле, говорил в конце июля первый вице-премьер Игорь Шувалов. По его поручению законопроект должен быть готов к 1 декабря. Рабочую версию законопроекта Минпромторг уже направил на межведомственное согласование, сказал представитель министерства.

В ФАС текст еще не поступил, позиции по нему пока нет, говорит чиновник антимонопольной службы. В Минэкономразвития также не выработана единая позиция, отмечает сотрудник министерства.