НЛМК зовут в суд

НЛМК из-за кризиса не хочет покупать John Maneely за $3,53 млрд. Владелец американской компании – Carlyle Group подала иск в суд на компанию Владимира Лисина
Д. Гришкин

Новолипецкий меткомбинат

Производство – 9 млн т стали (2007 г.). Выручка – $7,7 млрд. Чистая прибыль – $2,2 млрд.

Новолипецкий меткомбинат (НЛМК) передумал покупать John Maneely Co (JMC) в США за $3,53 млрд. В ответ подразделение Carlyle Group – DBO Holdings (владеет JMC) 15 октября подала на НЛМК иск в суд южного округа Нью-Йорка, требуя принудить компанию закрыть сделку, следует из материалов сайта суда.

О сделке было объявлено еще до разгара финансового кризиса – в начале августа. Она должна была быть закрыта до 29 сентября, но «в серии встреч и телефонных разговоров между 2 и 15 октября представители НЛМК заявили, что изменившаяся финансовая обстановка должна привести к изменению цены в сторону понижения», говорится в иске DBO (есть у «Ведомостей»). Carlyle Group с этим не согласна.

Финансировать покупку JMC НЛМК собирался с помощью кредитов: на это бы пошла часть синдицированного займа в $1,6 млрд (привлечен в августе) и бридж-кредит в $2 млрд, организуемый Merrill Lynch, Deutsche Bank и Societe Generale. В иске DBO говорится, что банки-кредиторы 1 октября подписали с компанией соглашение о привлечении финансирования для сделки. Но источник в одном из банков-кредиторов на днях рассказывал «Ведомостям», что привлечение финансирования идет с трудом. А по данным Reuters Loan Pricing Corp, 6 октября банки подняли ставку по привлекаемому кредиту на 45 базисных пунктов до LIBOR + 145–320 базисных пунктов.

Получить комментарии Carlyle Group в выходные не удалось. Иск DBO имеет три цели, говорится в заявлении российской компании. Кроме принуждения НЛМК выполнить условия соглашения по покупке актива, это возмещение ущерба в размере, который будет определен судом, а также компенсация расходов, связанных с обращением в суд. В рамках этих разбирательств «НЛМК твердо намерен отстаивать свои права», говорится в заявлении компании.

Решение НЛМК отказаться от покупки JMC оправданно, полагает аналитик Unicredit Aton Георгий Буженица. Договоренность о сделке была достигнута совсем в других условиях. С тех пор цены на сталь упали, по данным «Траста», примерно на 30%. За $3,53 млрд сейчас можно купить целиком Магнитку (капитализация в пятницу – $2,23 млрд), отмечает Буженица. Да и сам НЛМК стоит немногим дороже: в пятницу на LSE капитализация компании составляла $5,39 млрд, с начала кризиса она подешевела почти на 80%. Наконец НЛМК хотел приобрести John Maneely (производит трубы промышленного назначения, мощности – 3 млн т в год) в расчете на рост инфраструктурных проектов в США, напоминает Буженица. Из-за кризиса их число уменьшается.

Сможет ли Carlyle Group добиться успеха в суде – зависит от того, что прописано в договоре, отмечает партнер юрфирмы «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Тутыхин. Обычно стороны прописывают условия разрыва сделки, но если этого сделано не было, то кризис суд не будет учитывать как форс-мажор и история разбирательств может затянуться, резюмирует юрист.