С пассажиром за спиной

В мае 2008 г. четверо москвичей на личные $4000 открыли компанию MotoTaxi. В середине сентября компания приостановила деятельность – сезон закончился. Но за это время оборот MotoTaxi составил около 400 000 руб.
Мототакси

Я мечтаю изменить отношение людей к мотоциклистам, чтобы они перестали называть нас «одноразовые», «суповые наборы», «киндер-сюрпризы», – говорит генеральный директор компании MotoTaxi Максим Ночовный. Первый мотоцикл у него появился в 16 лет, но байкером он себя не считает: «Я не бородатый, не пузатый, не пью пиво на тусовках». Ночовному 24 года, по образованию он экономист, работает по специальности «финансовый менеджмент» в одной из московских госструктур. «Мы с друзьями съездили в Таиланд и увидели, что там вся жизнь проходит на мотоциклах. И решили создать такую компанию в Москве». $4000, на которые скинулись друзья – сам Ночовный, Станислав Поплавский, Александр Жирнов и Алексей Афанасьев, – были потрачены на создание сайта, печать визиток и буклетов. Приезжали на ВДНХ или на Воробьевы горы, красиво ставили мотоциклы и раздавали буклеты. «Первые клиенты находились молниеносно – прямо на тех же акциях», – улыбается Ночовный. Вначале офиса у компании не было, диспетчерами работали знакомые девушки, мотопарк отсутствовал. Учредители компании стали водителями. «Стартовый капитал надо сначала заработать, а не запускать бизнес», – усмехается генеральный директор компании «Мотто-такси» (бренд «1 Мотто») Василий Енгалычев, также запустивший в июле этого года проект по перевозке пассажиров на мотоциклах. По мнению Енгалычева, служба мототакси не может быть успешной без мотопарка. У «1 Мотто» восемь скутеров производства итальянской фирмы Piaggio. «Эта модель для города самая безопасная», – считает Енгалычев.

Грустное лето

«Наши цены: 25 руб. за 1 км, средний счет по Москве – 500 руб., за подачу плату не брали, чтобы не отпугивать клиентов», – говорит Ночовный. Пассажиров и так было меньше, чем он планировал. Всего за сезон компания MotoTaxi перевезла около 300 клиентов. «Июнь был очень холодным, июль – вообще грустным: неделями шли дожди, и пассажиры отказывались от заказов», – вспоминает Ночовный. Создавая компанию, он позиционировал мотоцикл как средство спасения от пробок. Получилось по-другому: основные заказы шли с пятницы по воскресенье. Клиентами становились веселящиеся москвичи, просившие перевезти их из клуба в клуб или покатать гостей на дне рождения или свадьбе. «Пик активности пришелся на выпускной вечер, когда выпускники заказывали по 8–10 мотоциклов, – вспоминает Ночовный. – Брали не всех – выпивших пассажиров не берем». По той же причине MotoTaxi не оказывает услугу «трезвый водитель», предлагая вместо нее услугу «пьяный мотоциклист»: доставка до дома мотоцикла выпившего водителя. Стоимость услуги – 1500 руб.

«Мы осуществляем трансфер в аэропорт, иногда из аэропорта в аэропорт, – рассказывает Енгалычев. – Регулярно, особенно в пятницу, эвакуируем людей из пробок. Недавно наш пилот забирал из застрявшего в пробке «мерседеса» руководителя крупной нефтяной компании».

«Основной доход нам приносило кортежное сопровождение свадеб, праздников, музыкальных фестивалей, курьерская доставка документов и даже доставка пиццы», – говорит Ночовный. «Представитель MotoTaxi предложил услугу. Мне она показалась интересной, – рассказывает генеральный директор компании «Моспицца» Андрей Стельмашенко. – Когда пиццу везут на автомобиле, больше гарантий, что ее доставят целой, но на мотоцикле, особенно с опытным водителем, доставка гораздо быстрее. Я рассчитываю, что сотрудничество продолжится».

Человеческий фактор

«Мотоциклиста тяжело заставить работать, – сетует Ночовный. – Они не понимают, как это вообще можно «бомбить» на мотоцикле».

«Проблемы с кадрами в таком проекте неизбежны, – соглашается исполнительный директор Discovery Research Group Илья Ломакин. – Владельцы мотоциклов – это или свободолюбивые и неорганизованные люди, или состоятельные граждане, купившие мотоцикл, чтобы гонять на нем в свободное время. Вторая группа вообще непригодна в качестве водителей такси, первая – в малой степени».

«Сначала наши водители ездили на мотоциклах разных марок, тратили бензин по-разному. Нам приходилось сильно переплачивать, пока я не сделал единый тариф по топливу, в который, как на автокомбинате, водители должны были уложиться. В августе у меня уже работали водители на мотоцикле одной модели – Honda CV-400», – рассказывает Ночовный. – Но в проект приходилось постоянно докладывать средства (на аренду офиса, оплату телефонов, зарплату водителям), из которых вернулась лишь половина. Срок слишком мал, чтобы он себя окупил».

Сезон закрыт

С середины сентября деятельность MotoTaxi приостановлена по причине похолодания. «Сейчас мы оказываем только услуги по кортежному сопровождению. За них идет почасовая оплата», – объясняет Ночовный. «У них сезон закрылся, а мы работаем, – комментирует Енгалычев. – Хотя сезонность и нам, конечно, мешает». Его компания также предоставляет услуги по сопровождению праздников. Кроме того, «1 Мотто» создает сейчас скорую и ветеринарную помощь на мотоцикле – имеется в виду доставка врача к больному.

Несмотря на сложности, итогами мотосезона Ночовный доволен. «Люди познакомились с мототакси, в следующем сезоне спрос будет выше, главное, чтобы лето было солнечным», – надеется Ночовный. Следующий сезон он планирует начать уже с собственным парком из 4–6 мотоциклов. «Мототакси – отличная идея, – считает менеджер компании «Формула такси» Ольга Тимофеева. – Особенно если учесть ситуацию на наших дорогах». «Будущее за мотоциклом, – заявляет Енгалычев. – Мы скоро все пересядем на два колеса». Наличие конкурента Ночовного не смущает. «В Москве миллионы людей, клиентов мы найдем. И еще я хочу запустить проект, целиком посвященный мотоциклу, – с мотошколой и мотосервисом».