Бизнесменам хуже

Сотрудники организаций, существующих на пожертвования, постоянно живут в режиме кризиса, поэтому для них нынешняя экономическая ситуация скорее повод мобилизоваться, а не паниковать

Осенью мы, как всегда, ожидали подъема благотворительной помощи, но его не случилось. Спада, правда, тоже пока не произошло», – отмечает исполнительный директор благотворительного фонда «Подари жизнь» Григорий Мазманянц. «Слухи о закрытии некоторых фондов уже пошли», – говорит директор фонда «Детские сердца» Катерина Бермант. «Влияние кризиса мы ощутили. Пока косвенно – люди не отказывают в помощи, но уже задерживаются с принятием решений, – добавляет председатель правления РБОО «Центр лечебной педагогики» Роман Дименштейн. – Этот кризис напоминает падающее дерево. Реагировать на падение можно по-разному: отбегать или цепенеть. Такое ощущение, что люди оцепенели в ожидании худшего».

Сохранить лицо

«Долгосрочные благотворительные проекты, ставшие лицом компаний, скорее всего не закроются, потому что это воспримется как сигнал о серьезном неблагополучии, – предполагает директор «CAF Россия» Мария Черток. – И наоборот: если компания хочет заявить, что у нее все в порядке, ей стоить запустить благотворительную программу». «Citi не собирается сворачивать социальную деятельность, напротив, – отмечает менеджер по работе с общественными организациями ЗАО «КБ Ситибанк» Татьяна Авраменко. – В сложившихся условиях мы будем тщательнее работать над программами, находить разные пути партнерского сотрудничества и помощи некоммерческому сектору. Если раньше мы помогали развитию микрофинансирования вообще, то теперь будем помогать конкретным людям, приходящим в центры микрофинансирования».

«Когда самые богатые люди страны живут с ощущением, что они беднеют, у них возникает желание минимизировать траты, – рассуждает Мазманянц. – Мы уже это ощущаем. Сейчас идет кампания «благотворительность вместо сувениров», в рамках которой крупные компании перечисляют подарочные бюджеты на помощь нуждающимся. В этом году новогодние бюджеты многих компаний сократились в несколько раз».

«Люди устроены сложнее, чем кажется. Не надо их считать безусловными жадюгами, которые не станут давать деньги только потому, что им плохо. Наоборот, может, именно сейчас кто-то побежит и даст денег на благие цели, чтобы на небесах это увидели и помогли его бизнесу выдержать кризис», – парирует Дименштейн.

С надеждой на массы

«В небольших компаниях ситуация кризиса еще не очень ощущается», – отмечает Мазманянц. «Мы не ощутили, – подтверждает владелец компании «Мальдивиана» (продажа туров на экзотические острова) Андрей Казаков. – У нас пик сезона, люди покупают туры на Новый год, по сравнению с прошлым годом спрос увеличился на 30%. Но я допускаю, что в феврале может начаться стагнация. Даже если это случится, мы вряд ли перестанем сотрудничать с фондом «Подари жизнь». «Если будет совсем плохо, наверное, придется задуматься, но пока благотворительные программы остаются в силе», – заявляет председатель совета директоров компании «Технология инвест» Сергей Грицай.

«Если компании перестанут тратить средства на благотворительность, то частные лица – нет. Люди жертвуют понемногу, эффект достигается за счет массовости. Массовая благотворительность – более надежный источник поддержки социальной сферы», – говорит Черток. «Мы получаем деньги от частных лиц. Взносы небольшие, но они еще не прекратились, – рассказывает Бермант. – Правда, это может произойти, и для нас это будет очень плохо. С другой стороны, мы зависим от большого числа частных дарителей, и их поддержка не должна рухнуть вся и одновременно». «С ростом увольнений и инфляции у всех в карманах станет меньше денег. В этих условиях мы ожидаем, во-первых, снижения пожертвований и, во-вторых, снижения наших возможностей покупать лекарства иностранного производства, которые не будут дешеветь. Постараемся максимально расширить число благотворителей, чтобы стать менее зависимыми от экономического состояния каждого в отдельности», – рассказывает Мазманянц.

Без вариантов

«Сейчас мы ищем средства на кардиологические операции примерно для 20 детей в месяц, – говорит Бермант. – Не знаю, что я буду делать, если все благотворители испугаются. Но уверена, что справлюсь с ситуацией. По копейке, да наберем. Вариантов нет. Нам еще не так плохо, как другим. Тем, кто собирает средства на лечение онкологических заболеваний, хуже: там нужны большие средства». «Мы ищем деньги на лечение детей, больных раком. Когда речь идет о детях, благотворители никогда не отказываются. Больным бабушкам гораздо хуже», – добавляет президент фонда «Подари жизнь» Галина Чаликова.

«Бизнесменам хуже, чем нам. Мы за них переживаем. А сами все 20 лет так живем, ситуация кризиса для нас типична», – пожимает плечами Дименштейн. «Бывает, что за две недели мы должны собрать десятки тысяч евро на операции за границей. У нас всегда форс-мажор, мы привыкли. Хотя и мы, конечно, в напряжении. Самое страшное, если мы не сможем помочь ребенку потому, что элементарно не хватит денег», – добавляет Чаликова.