«Норникеля» не хватило

UC Rusal получила от ВЭБа кредит в $4,5 млрд под залог 25% акций «Норникеля». Возможно, в качестве дополнительного обеспечения алюминиевой компании пришлось заложить и другие активы

UC Rusal

Алюминиевый холдинг. Бенефициары – Олег Дерипаска (56,7%), акционеры «Суала» (18,9%), Михаил Прохоров (14%), Glencore (10,3%). Выручка – $14,3 млрд (2007 г.). Производство – 3,3 млн т алюминия, 8,4 млн т глинозема (9 месяцев 2008 г.).

Вчера UC Rusal сообщила о погашении кредита в $4,5 млрд, привлеченного в марте у синдиката 11 западных банков на покупку 25% акций «Норникеля». Один из банкиров рассказал «Ведомостям», что алюминиевый холдинг полностью рассчитался с банками еще 31 октября.

Деньги UC Rusal предоставил ВЭБ. Наблюдательный совет госкорпорации 27 октября одобрил условия этой сделки. А 29 октября компании подписали кредитный договор. Хотя лимит кредитования на одного заемщика у ВЭБа – $2,5 млрд, для UC Rusal было сделано исключение.

Кредит предоставлен на один год под ставку LIBOR + 5% (минимальная для ВЭБа), сообщила UC Rusal. В залог ВЭБ получил 25% акций «Норникеля», которые до этого служили обеспечением по кредиту у западных банков-кредиторов, говорится в пресс-релизе UC Rusal. Если стоимости акций не будет хватать, то возможно дополнительное обеспечение, говорит источник, близкий к UC Rusal. Однако, по его мнению, оно не потребуется, ведь стоимость акций «Норникеля» стремительно растет. На момент подписания сделки пакет стоил $3,3 млрд, а вчера – $5,34 млрд.

Но два источника, близких к ВЭБу, утверждают, что UC Rusal уже предоставила в залог «другие активы». Назвать их они отказались. Залог должен быть адекватным самому кредиту, объясняет один из собеседников «Ведомостей». Это значит, что обеспечение не может быть меньше суммы, выделенной ВЭБом, продолжает он. Еще один источник, близкий к UC Rusal, слышал, что компания в случае необходимости обещала предоставить ВЭБу в качестве обеспечения акции своих заводов, в частности КрАЗа и СаАЗа. Представитель ВЭБа Андрей Мазуров лишь заметил, что «в отношении залогов по сделкам государственные интересы обеспечены полностью». Представитель UC Rusal Вера Курочкина от дополнительных комментариев отказалась.

Кредит в любом случае нестандартный, считает аналитик Lehman Brothers Павел Мамай, ставка при нынешних условиях невысока: ВЭБ зарабатывает всего 4%, а обеспечение, равное кредиту, встречается редко. По мнению Мамая, решение выдать кредит UC Rusal со стороны ВЭБа было политическим – чтобы 25% акций «Норникеля» не ушли на рынок.

Такая опасность существовала. Кредит западных банков предусматривал двойное обеспечение, рассказывали ранее источники, близкие к UC Rusal, и несколько банкиров. Поскольку акции «Норникеля» с марта подешевели в 5 раз, UC Rusal обязана была предоставить банкам дополнительный залог. На конец октября речь шла о сумме около $5–6 млрд. UC Rusal уговорила банки предоставить отсрочку до 31 октября и уже вела переговоры об очередной отсрочке до 30 ноября.