Кинотеатр юного зрителя

В июле 2007 г. Анжела Лебеденко создала компанию «Я все могу!», выпускающую развивающие фильмы для детей от трех месяцев. Стартовый капитал составил около $115 000. Сейчас ее годовой оборот – около 8 млн руб.

Три года назад Анжела Лебеденко с мужем и двумя детьми – двухлетней Дашей и трехмесячным Матвеем – вернулась на родину после 12 лет жизни в США. «Для меня стало неожиданностью, что в России не оказалось ни фильмов, ни программ для раннего развития детей, – рассказывает Лебеденко. – Пришлось заказывать в США, где их очень много. А потом появилась идея выпустить подобный продукт в России».

В июле 2007 г. Лебеденко создала компанию «Я все могу!», вложив в стартап около $115 000 семейных средств. Муж Анжелы – бизнесмен Ратмир Тимашев, создатель компании Aelita Software, владелец венчурного фонда ABRT и компании Veeam Software. «Он с самого начала поддерживал меня», – говорит Лебеденко. Стартовые вложения были потрачены на создание команды – подбор режиссера, оператора, психолога, консультанта по играм – и выпуск двух пилотных фильмов «Волшебная мозаика» и «Музыкальная карусель».

Покупают продвинутые

«Наш продукт – это 20-минутные фильмы для детей от трех, девяти и 18 месяцев, – объясняет Лебеденко. – Ребенок может смотреть фильм сам или с мамой – под ее комментарий происходящего на экране. В последнем случае развивающий эффект усиливается. Сами фильмы – это синтез игрового кино, пейзажных съемок, кукольных спектаклей».

С продвижением первых двух дисков у компании возникли проблемы: ритейлеры хотели иметь дело с линейкой как минимум из 10 фильмов. «А выпускать сразу 10 фильмов не хотели мы, потому что должны были сперва узнать реакцию покупателей», – говорит Лебеденко. Реакцию проверяли через сайт и работающий при нем интернет-магазин. «Мы серьезно подошли к продвижению бренда: использовали возможности интернета», – рассказывает директор по развитию компании Юлия Колобова. «Для выхода в розницу мы выпустили еще восемь фильмов, в создание которых я вложила $100 000», – рассказывает Лебеденко.

«Наше руководство довольно долго решало, будет ли их продукция пользоваться спросом, – говорит ведущий менеджер отдела маркетинга компании «Новый диск» (эксклюзивного дистрибутора продукции «Я все могу!») Елена Клепикова. – Не каждый родитель решится покупать продукт с незнакомым брендом, да еще и для таких маленьких детей. Но мы сотрудничаем весьма успешно». «До 50% продукции «Я все могу!» покупают Москва и Питер, – добавляет руководитель направления DVD-Video компании «Новый диск» Олег Павлов. – Регионы немного отпугивает цена. К тому же не все понимают, зачем показывать развивающее кино ребенку до года». «У нас считают, что с ребенком до трех лет вообще заниматься не надо. Мне пришлось головой разбивать каменные стены, доказывая очевидное», – говорит Лебеденко.

Мама и психолог

«Я собрала все серии дисков «Я все могу!», – говорит мама трехлетнего Евгения Дербенцева. – Реакцией ребенка очень довольна. Жалко только, фильмы короткие». «Родители и специалисты по-разному относятся к просмотру телевизора совсем маленькими детьми, – говорит детский психолог, директор по развитию центра дополнительного образования «Детская академия развития» Дарья Сухова. – Люди сейчас увлечены ранним развитием детей и стараются максимально использовать все возможности. Я принимала участие в создании сценариев для нескольких фильмов «Я все могу!». Передо мной в первую очередь стояла задача подать развивающий материал максимально безопасно для зрения малышей. Я хорошо понимаю людей, которые стараются не показывать видеопрограммы детям до трех лет и больше уделяют внимание личному общению и развитию через игры и книжки. Если же родители принимают решение показывать малышам телевизор, то лучше делать это строго дозированно, используя специальные программы».

Пока без конкурентов

Годовой оборот компании «Я все могу!» составляет около 8 млн руб. 37% продукции компании продается через сайт по цене 289 руб. за диск, остальное через розницу. «Цена, рекомендованная нами для продажи в сетях, – 389 руб. Порой выдерживается, порой и нет», – говорит Павлов. «Среди российских производителей конкурентов у нас нет», – утверждает Лебеденко. «Развивающие программы для детей до трех лет требуют специального подхода, потому что у маленького ребенка иной механизм восприятия, – объясняет директор ТО «Маски» (Одесса), выпускающего серию развивающих фильмов «Тетушка Сова» для детей от трех лет, Владимир Ковальчук. – Мы выбрали эту категорию покупателей, потому что она более традиционна». «Производители фильмов и программ для детей от трех лет нам не конкуренты. Их продукцию выбирают дети, нашу – мамы», – считает Лебеденко. «Производители еще не поняли, выгодно это или нет, – говорит Клепикова. – Но, я думаю, когда студия Диснея выпустит на российский рынок развивающую серию Baby Einstein, ниша начнет заполняться». «Если блокбастер люди смотрят пару месяцев, то выпущенные пять лет назад развивающие программы продаются так же успешно, как и раньше», – отмечает Ковальчук. «Эти фильмы можно допечатывать несколько лет», – соглашается Лебеденко. «Сейчас на рынке появился еще один продукт Baby 2, уже от австралийского издателя, и это только начало, – полагает Павлов. – Главное, чтобы развитие не испортил кризис». «Кризиса мы не ощущаем, – говорит Колобова. – Дети все равно рождаются, и на книжки и игрушки для них деньги всегда найдутся».

«Мы еще не вернули стартовых вложений, но в плане продаж и содержания офиса вышли на самоокупаемость. А мои ожидания относительно фильмов полностью оправдались, – отмечает Лебеденко. – Сейчас мы планируем выпустить еще одну серию интерактивных фильмов, уже для детей от трех лет».