Экспорт нефти упадет

Проект энергостратегии России до 2030 г. предусматривает существенный рост экспорта природного газа, а вот вывоз жидких углеводородов должен снизиться. Это ставит под вопрос реализацию крупных нефтепроводных проектов, говорят эксперты
С.Петров

Экспорт энергоносителей до 2030 г. останется главным фактором для развития российской экономики, констатируется в проекте энергостратегии (копия есть у «Ведомостей»). Мировой спрос на топливно-энергетические ресурсы будет расти в среднем на 2–2,5 % в год, говорится в документе. Но рост российского экспорта этих ресурсов будет иметь затухающую динамику – со стабилизацией его объемов после 2020 г. на уровне 1000 млн т условного топлива против 892 млн т в 2007 г. (см. таблицу).

Энергорынки Европы и СНГ останутся основными для сбыта продукции российского ТЭКа, говорится в документе. Вместе с тем прогнозируется и быстрый рост спроса на российские энергоресурсы в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и Южной Азии. Основными партнерами России в этих регионах будут Китай, Япония, Корея, Индия. Доля этих стран в российском экспорте нефти и нефтепродуктов может вырасти к 2030 г. с 5% до 16–24%, газа – с 0 до 24–27%.

Долгосрочным рынком сбыта для российской нефтянки, а в будущем – и для сжиженного газа могут стать США, отмечается в документе. А американский капитал будет рассматриваться в качестве одного из источников инвестиций в развитие российского ТЭКа.

Стратегия предусматривает рост экспорта природного газа к 2030 г. на 39–45% до 355–369 млрд куб. м в зависимости от сценария – базового или благоприятного. При этом поставки в страны СНГ предполагается снизить с 86 млрд до 59 млрд куб. м, зато в дальнее зарубежье они вырастут со 168 млрд до 296 млрд куб. Из этого прироста 86 млрд куб. м придется на страны АТР.

Прогнозы, заложенные в энергостратегию, расходятся с тем, что предусматривает Генеральная схема развития газовой отрасли, разработанная «Газпромом». В схеме объемы экспорта существенно выше – 415–440 млрд куб. м к 2030 г. Представитель монополии объясняет это тем, что работа над документами еще не завершена. Аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров более реалистичным считает умеренный прогноз энергостратегии, так как в условиях кризиса неизбежны задержки в освоении новых месторождений «Газпрома». По этой же причине, говорит эксперт, эта стратегия может разделить судьбу предыдущей, которая устарела сразу после принятия в 2003 г.

Аналитик ИФК «Солид» Денис Борисов заметил снижение планов по экспорту нефти к 2030 г. Это значит, что реализация нынешних проектов по строительству новых нефтепроводов может привести к увеличению профицита экспортных мощностей до 50–70 млн т в год, подсчитал он. И это с учетом того, что все запланированные проекты в нефтепереработке будут реализованы, оговаривается эксперт. Он сомневается, что это возможно в условиях финансового кризиса.

Представитель «Транснефти» Игорь Демин говорит, что его компания планирует реализовать все задуманные проекты, в частности ВСТО, ВСТО-2 и БТС-2. Проблемы с заполнением труб не возникнет даже с учетом падения экспортных поставок, так как часть сырья сейчас экспортируется по железной дороге, говорит он.