Он слишком любил Yahoo! Джерри Янг, генеральный директор Yahoo!

Джерри Янг сумел придумать отличную бизнес-идею для Yahoo! и воплотить ее в жизнь. Но в управлении компанией потерпел фиаско
AP

64,1%. на столько подешевела Yahoo! при Янге

Джерри Янг был назначен генеральным директором компании 18 июня 2007 г. В этот день рыночная капитализация Yahoo! оценивалась в $37,79 млрд. Сейчас интернет-компания стоит почти втрое дешевле.

Yahoo!

интернет-компания. Финансовые показатели (консолидированные, 9 месяцев 2008 г.): выручка – $5,4 млрд; чистая прибыль – $727,7 млн; Капитализация – $13,56 млрд. Акционеры (данные Thomson Reuters) – основатели компании Дэвид Файло (5,64%) и Джерри Янг (3,8%), 90,8% акций – в свободном обращении. Крупнейшие институциональные инвесторы – Capital World Investors (10,15%), Capital Research Global Investors (10,12%).

Янг в партнерстве с Дэвидом Файло создал Yahoo! в 1994 г. Вскоре поисковый сервис компании стал одним из самых популярных в мире. А в 2007 г. предприниматель был назначен генеральным директором Yahoo!. За полтора года он не смог увеличить стоимость компании и к тому же пережил много неприятных моментов. В середине ноября Янг заявил, что уйдет с поста гендиректора, оставив это место тому, кто сможет лучше руководить компанией.

Список неудач

Сначала громкий скандал разразился вокруг роли компании в судьбе одного из китайских диссидентов, Ван Сяонина. Yahoo! передала правительству КНР данные из электронного почтового ящика диссидента, что помогло властям приговорить Ван Сяонина к длительному тюремному сроку. Около года назад в конгрессе США состоялись слушания по этому делу, и Янг подвергся суровой критике со стороны законодателей.

Затем последовала эпопея с предложением от Microsoft, приведшая к конфликту между Янгом и акционерами Yahoo! во главе с Карлом Айканом. С точки зрения капитализации период пребывания Янга на высшем посту был для Yahoo! провальным: полтора года назад акции компании котировались на уровне $28, а вчера – по $9,72 (данные на 19.00 МСК). Одним из наиболее заметных событий этого периода было предложение Microsoft о покупке Yahoo! по цене $31 за акцию. Янг ответил отказом, пояснив, что предложенная цена явно занижена. Когда между сторонами начались серьезные переговоры, Янг дал понять, что у него нет полномочий, чтобы продать свою компанию на условиях Microsoft. Но эта позиция, выглядевшая в начале года оправданной, оказалась проигрышной.

В мае Microsoft заявила, что потеряла интерес к сделке, и отказалась от дальнейших переговоров. Генеральный директор Microsoft Стив Баллмер обвинил Yahoo! и лично Янга в нежелании достичь соглашения. Между тем инвесторы Yahoo! выступали за продажу компании. Руководство Yahoo! попыталось заключить альтернативную партнерскую сделку с корпорацией Google, но регулирующие органы воспротивились альянсу двух крупнейших поисковых служб.

После неудачной попытки организовать альянс с Google на рынке онлайновой рекламы наступил кризис. «Думаю, Янг долгое время питал некоторую иллюзию, что статус основателя компании дает ему своего рода волшебное средство, что он способен создать корпорацию, которая по своей мощи превзойдет Microsoft», – говорит Питер Коэн, глава консалтинговой фирмы Peter Cohan & Associates. По мнению Коэна, многие отцы-основатели компаний относятся к своим детищам слишком эмоционально, а потому не могут быть оптимальными руководителями.

Разбор полетов

Недавно Янг написал своим сотрудникам: «Вы все знаете, что я всегда горячо болел за Yahoo!. И я всегда буду делать то, что способствует ее превращению в великую компанию». Одним из следствий этого эмоционального подхода была вера в то, что компания может процветать, оставаясь независимой. Только в последнее время он признал свою ошибку – и стал уверять, что готов рассматривать любую возможность продажи Yahoo! по справедливой цене.

Ноам Вассерман, профессор Гарвардского университета, изучающий проблему роли основателей компаний на разных этапах становления бизнеса, считает, что на этапе превращения start up в крупную корпорацию энтузиасты-основатели часто оказываются неподходящими кандидатами на роль гендиректора: им недостает умения и терпения для успешного руководства большим бизнесом. Именно поэтому многие основатели высокотехнологических компаний со временем уступают бразды правления более опытным корпоративным лидерам. Так, по мнению ряда наблюдателей, должен был поступить и Янг. У него хватало энергии и стратегического видения для того, чтобы обеспечить стремительный старт Yahoo! и превратить ее в одного из лидеров рынка. Но затем компания переросла своего создателя.

Многие наблюдатели указывают, что вина в неудачах Yahoo! лежит не столько на самом Янге, сколько на совете директоров компании и его председателе Рое Бостоке. Недостаточная осмотрительность совета директоров сделала компанию слишком уязвимой. В течение 18 месяцев Янг в роли гендиректора действовал, не имея четкой стратегии, а Босток ничего не сделал, чтобы исправить ситуацию.

Для поиска нового гендиректора совет директоров Yahoo! прибег к услугам кадрового агентства Heidrick & Struggles International. Среди вероятных преемников Янга многие называют президента компании Сьюзан Декер. Впрочем, некоторые инвесторы считают, что у нее также недостаточно опыта для управления таким гигантом.

Глава Microsoft Стив Баллмер в последнее время неоднократно публично заявлял, что его корпорация уже не заинтересована в приобретении Yahoo! и что никаких переговоров относительно заключения сделки не ведется. Однако источники, близкие к Microsoft, говорят, что среди руководителей этой корпорации есть немало сторонников сделки. Да и отдельные высказывания самого Баллмера все же позволяют предположить, что какие-то формы сотрудничества между двумя компаниями не исключены. Если Янг уйдет с поста генерального директора, это, вероятно, упростит ситуацию и сподвигнет Microsoft к возобновлению переговоров.