Дух законов: Что такое Конституция


В момент написания нашей Конституции, 15 лет назад, ее уровень и заложенные в нее возможности и технологии сильно обгоняли уровень развития государства и общества. Можно к ней по-разному относиться, однако для государства, каким была Россия 15 лет назад, она достаточно прогрессивна. Там, конечно, присутствуют элементы ментальности предшествовавших 70 лет социализма, но по общему замаху, по подходу (если относиться не дословно к букве, а к духу Конституции) Основной закон России ставит нас в один ряд с самыми развитыми странами мира и потенциально позволяет стране стать конкурентоспособной на мировой арене, описывая государство с либеральной экономикой и демократическим устройством.

Конституция – документ, определяющий направление развития государства надолго, поэтому это праздник более важный, чем, к примеру, День независимости. Потому что 12 июня – это праздник про победу над прошлым, а День Конституции – это про наше будущее. Именно Конституция задает общую идеологию развития страны и определяет механизмы достижения этой идеологии. И с этой точки зрения она намного более значима, чем документ о прекращении существования Советского Союза. Поэтому, когда этот праздничный день перестал быть выходным, это был печальный подарок к 14-летию Конституции. Сейчас 15-летие, и новый подарок – поправки. Естественно, «священных коров» не бывает, приходит время править любые документы.

Исторически Конституция – договор общества и власти по поводу того, как общество, используя власть, собирается развиваться. Первая писаная Конституция – американская. Хотя были подобные документы в Риме и Древней Греции (высеченные на камне), но это не были целостные, законченные документы. Содержательно Конституция – не только американская, но и российская, да и в большинстве зарубежных развитых стран – состоит из трех крупных блоков. Первый – что может власть. И этот перечень закрытый: что в тексте поименовано, то власть может; что не названо, того не может. Второй – о правах граждан: они по определению имеют свободу делать все, что прямо не запрещено. Третий блок задает механизмы по обеспечению и поддержке баланса этих двух систем. То есть весь смысл и идея Основного закона в том, что граждане могут и свободны делать все, что не запрещено, а власть имеет право делать только то, что разрешено. Эта базовая конструкция и задаваемые инструменты должны этот баланс удерживать.

В Конституцию могут вноситься поправки, но только те, которые расширяют права граждан или уменьшают права власти. Многие любят говорить про поправки к американской Конституции. Так вот при этом не уточняется, что все из них, за исключением одной, были направлены на расширение прав граждан. Только одна ограничивала права граждан – сухой закон. Но и он был потом отменен. Все остальные поправки в той или иной форме расширяли права граждан: сначала увеличивали возможность голосования для женщин, добавляли возможности для различных этнических групп, снижали возраст для голосования, варьировали количество выборных должностей и т. п. Это все шло на пользу расширению прав народа. И вот такого рода поправки я понимаю. Например, введение прямых выборов членов Совета Федерации или же убирание из текста неопределенной фразы «...и другие полномочия...» правительства.

Для меня здесь дело в подходе: все, что расширяет права граждан – в рамках публичного гражданского обсуждения, безусловно, – может быть реализовано. Также может быть реализовано все, что уменьшает права власти. Обратная ситуация противоречит духу Конституции. И при этом исходя из духа Основного закона и заявления «Мы, народ России...» было бы неплохо использовать определенные Конституцией инструменты не слепо, по форме – когда сказано, что есть определенные статьи, по которым не нужно вовлечение народных масс в самовыражение. А все-таки было бы правильно, если бы поправки в базовый закон, определяющий развитие страны, вносились после широкого публичного обсуждения с использованием всех механизмов, которые есть в Конституции, – и не по форме, а по духу и сути.