Неординарные меры

Федеральная резервная система США (ФРС) вчера, как ожидалось, должна была снова понизить базовую процентную ставку. Но по мере приближения ставки к нулю она начинает играть все меньшую роль в денежной политике США

Опрошенные Bloomberg 84 аналитика ожидали снижения ставки на 0,5 процентного пункта до рекордного уровня – 0,5%. (Решение ФРС, которое должно было быть объявлено в 22.15 МСК, еще не было известно на момент сдачи газеты в печать.)

Ситуация в американской экономике ухудшается. В понедельник было объявлено, что в ноябре промышленное производство упало на 0,6%. «Внутренний спрос резко сокращается, внешний спрос начинает быстро падать, так что падение производства в ближайшие месяцы практически гарантировано, – говорит Роб Карнелл, экономист ING. – Это еще одна причина для того, чтобы ФРС нашла неординарные меры денежной политики для стимулирования экономики, и мы считаем, что она намекнет на это в своем заявлении по итогам заседания [по ставкам во вторник]».

Председатель ФРС Бен Бернанке во время выступления 1 декабря дал понять, что, поскольку возможности по управлению денежной политикой с помощью процентной ставки, как и она сама, стремятся к нулю, ФРС придется использовать «вторую стрелу в колчане – обеспечение ликвидности». Это может предполагать покупку казначейских облигаций: такая мера поможет закачать больше денег в экономику и снизить доходность долгосрочных бондов, от которых отсчитываются процентные ставки по многим кредитам. Официальное объявление о готовности делать это будет представлять собой самую экстраординарную меру в борьбе с кризисом, полагает Брайан Сэк, бывший экономист ФРС, а ныне старший экономист Macroeconomic Advisers.

Доходность 30-летних казначейских облигаций составила вчера 2,95%.

Между тем председатель Европейского центробанка (ЕЦБ) Жан-Клод Трише заявил, что банк ограничен в своих возможностях по снижению ставки и может в январе взять паузу. ЕЦБ думает о создании клиринговой палаты, которая гарантировала бы расчеты на межбанковском рынке, рассказал вице-президент банка Лукас Пападемос. Это помогло бы оживить межбанковский рынок.