Следите за клиентом

Два ливанских студента создали программу, способную регистрировать в режиме реального времени все действия посетителей веб-сайтов

Когда студент Ливанского американского университета Эли Хаури, ставший компьютерщиком в 12 лет, запустил веб-сайт, посвященный игре на гитаре, то пытался найти аналитическую программу, которая дала бы ему информацию о тех, кто просматривает сайт и что именно смотрит. Такой программы Хаури не нашел. Студенту, изучавшему вычислительную технику, оставалось только придумать ее самому. «С первого дня мы знали, что это будет хит», – говорит он.

Программа Woopra позволяет веб-мастерам в режиме реального времени следить за действиями тех, кто находится на их сайте, а также ставить метки посетителям – например, людям, комментирующим записи в блоге, или зарегистрированным пользователям, – чтобы видеть, когда посетитель вернулся на сайт.

Woopra была всего лишь идеей в голове Хаури, пока он не познакомился с 24-летним Джадом Юнаном, когда они вместе представляли Ливан на международном соревновании по программированию в Марокко. Вернувшись в Библос в начале 2007 г., молодые люди начали работу. Юнан готовил инфраструктуру, Хаури занимался клиентской базой. Разработанный им пользовательский интерфейс стал его дипломной работой. Им удалось собрать $25 000 из личных сбережений и с помощью родственников, чтобы открыть офис и начать разработку Woopra в коммерческих целях. «Мы мыслили шире университетского проекта, поэтому отложили весь готовый код и опять начали с нуля, думая о том, как нам работать с сотнями тысяч пользователей», – поясняет Хаури.

Новая версия была готова к запуску в мае 2008 г., и друзья захотели, чтобы ее опробовали блогеры. Они связались с известными блогерами, в том числе Джоном Позадзидесом, директором по маркетингу хостинговой компании LayerTech. «Как только мы разослали приглашения, блогеры начали писать о них, и в течение трех дней нам написали 2000 желающих. Пришлось открыть очередь, – говорит Хаури. – Эти люди помогли нам с проектом, потому что у них язык без костей».

Друзья надеялись, что к концу года у них будет 2000 тестировщиков. Реальность превзошла ожидания: сейчас Woopra бесплатно пользуются 50 000 тестировщиков. Позадзидес стал равноправным партнером, вложив значительную сумму в компанию и зарегистрировав ее в США. Он помог найти дальнейшее финансирование. Друзья говорят, что проект оценивается в $18 млн. Оба предпринимателя до сих пор живут в Библосе с родителями, но не могут скрыть радости, говоря о деньгах, которые, возможно, заработают.

«Сейчас наша цель расширить программу и продать ее, – говорит Хаури, который называет образцом для подражания Ларри Пейджа, одного из основателей компании Google. – Конечно, мы боимся конкуренции. Google может попытаться купить нас или, что хуже, сделать похожее программное обеспечение. Им это легко – на них работают тысячи программистов».