Пересмотр стратегии

Независимо от того, кто будет признан виновным в российско-украинском газовом конфликте, его последствия будут негативными для Москвы. Пересмотр газовой стратегии ЕС в пользу снижения зависимости от России уже неизбежен
AP

На встрече министров энергетики стран Евросоюза в понедельник «не говорилось о снижении зависимости от российского газа», уверяет представитель минэнерго председательствующей в ЕС Чехии Томаш Бартовски. Но Евросоюз сделает долгосрочные выводы из газового конфликта, признает он: министры обсуждали диверсификацию маршрутов доставки и источников поставки сырья, а также развитие системы газопроводов внутри ЕС.

Еврокомиссия и Чехия до сих пор официально не называют сторону, виновную в кризисе. Но даже представители стран – традиционных партнеров России критикуют Москву. «Европа <...> не должна зависеть от людей, которые могут поставить страну на колени, закрыв кран», – цитирует AFP министра энергетики Италии Клаудио Скайолу.

Из европейских стран первой назвала виновного Польша. «<...> с нашей точки зрения, ответственность несет <...> Россия», – заявил премьер Польши Дональд Туск. По его словам, Польша скорее всего, не будет предъявлять претензий к Москве.

Потери Польши минимальны благодаря тому, что страна получает большую часть газа через Белоруссию по газопроводу «Ямал». Больше всего от отключения газа пострадали Словакия и страны Балканского полуострова, рассматривавшиеся Москвой в качестве потенциальных партнеров в энергетических проектах, таких как «Южный поток».

В сербском Крагуеваце прекращение поставок вызвало акцию протеста, участники которой сожгли российский флаг. Греческий премьер Костис Хадзидакис призвал срочно диверсифицировать источники газа. Греция получает 80% газа из России, но пережила кризис благодаря газопроводу через Турцию. А президент Болгарии Георгий Пырванов заявил, что альтернативный проект газопровода Nabucco «имеет ключевое значение» для Европы. Болгария намерена попросить у Еврокомиссии помощь в размере более $500 млн для соединения ее газопроводной системы с Грецией. Болгария и Словакия объявили и о возможности возобновления работы законсервированных АЭС.

Теперь «Европе будет трудно сопротивляться» проектам Североевропейского газопровода и Nord Stream, считает Джонатан Стерн из Оксфордского института энергетических исследований. «Реакцией Европы может стать агрессивное инвестирование в снижение зависимости от российского газа», – говорит Пьер Ноэль из группы по исследованиям в сфере электроэнергетики Кембриджского университета. Преувеличивать возможности Европы по диверсификации поставок газа не стоит, надеется Валерий Нестеров из «Тройки диалог»: в худшем случае конфликт помешает «Газпрому» повысить долю на газовом рынке Европы с 26% до 33%.