Задний ход

Автомобильный рынок в этом году может откатиться на уровень 2006–2007 гг.: комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) ожидает продаж в 2,4 млн новых машин

В этом году в России может быть продано на 19% меньше автомобилей, чем в 2008 г., – таков официальный прогноз комитета автопроизводителей АЕБ. Если прогноз окажется верным, продажи будут ниже, чем в 2007 г.: тогда было продано 2,58 млн новых автомобилей (см. график).

2,4 млн машин – это усредненный показатель, полученный на основе прогнозов продаж всех моделей производителей, входящих в АЕБ, уточнил вице-председатель комитета, гендиректор «Фольксваген груп рус» Мартин Ян. «Мы точно не ожидаем роста продаж в России в 2009 г.», – говорит он.

«Мы не можем точно прогнозировать, что будет даже через две недели», – признался глава представительства одного из европейских производителей. Главные факторы, от которых будут зависеть продажи, – каков будет курс рубля, как долго продлится действие повышенных таможенных пошлин на импортные машины и насколько доступны будут кредиты, говорит президент Ford в России Найджел Брекенбери. Из-за неопределенности Ford, например, перешел на ежемесячное планирование продаж и загрузки российского завода (ранее планы составлялись на полгода и год). Представители нескольких крупных производителей тоже признаются, что план продаж на 2009 г. продолжает обсуждаться.

АЕБ получила от производителей по три прогноза, говорит топ-менеджер российского представительства крупного автопроизводителя. «Есть и другие прогнозы: что рынок снизится на 15% или на 40%. Думаю, наш прогноз реалистичен», – говорит Ян.

Прогноз концерна Volkswagen «не очень отличается» от прогноза АЕБ, сказал Ян «Ведомостям». Негативный сценарий концерна, по его словам, предусматривает общие продажи около 2 млн автомобилей. Если ситуация с курсом рубля, таможенными пошлинами и другими факторами не изменится, прогноз в 2,4 млн может выглядеть «довольно оптимистично», считает Эберхард Керн, вице-президент ЗАО «Мерседес-Бенц рус». В «самом худшем случае» продажи могут сократиться до 1,5 млн автомобилей. Эксперт по автопрому Ernst & Young Иван Бончев считает возможным снижение продаж до 2 млн.

По подсчетам топ-менеджера российского представительства крупного автопроизводителя, к середине января в наличии и на подходе находится около 300 000 автомобилей всех марок. «Их так или иначе придется вдавить в рынок», – говорит он. С учетом автомобилей, которые заказаны и находятся в производстве, оценка в 300 000 «похожа на правду», соглашается член правления «Автомира» Дмитрий Щучко. «С учетом невысокого прогноза спроса в I квартале это большой объем», – говорит он.