Где найти 1,3 трлн руб.

Чиновники не могут найти 1,3 трлн руб. на одну из самых масштабных транспортных программ – развития инфраструктуры Московского региона. Минтранс предлагает покрыть дефицит за счет бюджета, но остальные министерства против
Д. Гришкин

Проект программы развития транспортного комплекса Московского региона на 2010–2015 гг. внесен в правительство с разногласиями, рассказали два чиновника правительства и Минтранса. Согласно справке к проекту (есть у «Ведомостей») стоимость программы – 4,9 трлн руб.: 2,3 трлн потратит федеральный бюджет, 1,07 трлн – Москва, 141,6 млрд – Московская область, 1,4 трлн – частные инвесторы.

Но федеральный бюджет не готов к таким расходам. В транспортной ФЦП на 2010–2015 гг. на инфраструктуру Московского региона выделено только 979 млрд руб., дефицит – 1,33 трлн руб., указано в справке. Федеральный бюджет готов оплатить развитие аэропортов, железнодорожного и речного транспорта, строительство ряда федеральных и региональных дорог, говорится в документе, а часть дорожной сети Москвы и весь метрополитен остаются без финансирования (см. врез).

Московские власти особенно беспокоит нехватка средств на строительство дополнительных путей метро: бюджет города выделит на это 370 млрд руб., а федеральный – лишь 20 млрд руб. Это «смешные» деньги, нужно в 15 раз больше, возмущался в октябре мэр Москвы Юрий Лужков.

Найти недостающие деньги чиновники пытаются с прошлого лета, но решение до сих пор не принято. Минтранс согласно справке предлагает выделить недостающую сумму из федерального бюджета, но Минрегион, Минэкономразвития и Минфин не согласны.

Добавить недостающие 1,33 трлн руб. Минфин предлагает Москве, Подмосковью и инвесторам. «Программа сырая и нуждается в доработке», – объясняет представитель Минфина. Пока окончательного решения, как финансировать дефицит, по его словам, в министерстве не принято, «но уже понятно, что в условиях кризиса проект должен быть не таким амбициозным».

Минрегион предлагает увеличить софинансирование строительства метро из столичного бюджета с 50% до 85%, говорится в справке, тогда затраты Москвы вырастут на 140–200 млрд руб. При распределении субсидий учитывается бюджетная обеспеченность региона, говорит сотрудник Минрегиона, софинансирование столичным бюджетом должно составить около 85%.

Похожая позиция у Минэкономразвития: софинансирование мероприятий программы из федерального бюджета не должно превышать 20% от общей суммы (980 млрд руб.), а сам проект нужно привести в соответствие с транспортной ФЦП. На запрос «Ведомостей» в министерстве вчера не ответили.

Москва против перекладывания на нее обязательств федерального бюджета по развитию транспортной инфраструктуры, передал через пресс-секретаря первый вице-мэр Москвы Юрий Росляк: «Столица продолжит вкладывать свои деньги в инфраструктуру, мы рассчитываем, что все попытки переложить на бюджет города федеральные обязательства будут пресечены, а правительство одобрит программу». Решение об источниках финансирования примет правительство, говорит представитель Минфина.

Денег, выделяемых бюджетом Москвы, хватит лишь на проведение линий к районам, где нет доступа к метро, что только увеличит нагрузку на метро в часы пик, отмечает замгендиректора Института транспортной инфраструктуры Светлана Воронцова.