Большая перемена: Чужие кейсы


Время в INSEAD летит быстро – не успели обосноваться, как пришла пора сдавать первые экзамены. В ближайшие понедельник, вторник и среду у нас пять трехчасовых испытаний. В библиотеке по ночам больше людей, чем в кинотеатре в пятницу вечером. И раз школа экзаменует нас, почему бы не проэкзаменовать школу? Два месяца – достаточный срок, чтобы понять: мне здесь очень нравится. А значит, можно рассказать про недостатки. Мне точно не нравится обилие кейсов, изготовленных в Harvard Business School, которые используются в учебе. (Кейс – это подробно описанная проблема реальной или вымышленной компании или человека, которую необходимо решить, используя полученные знания.) В четырех из пяти наших курсов доля гарвардских кейсов составляет от 10% до 50%.

Тому, конечно, есть объяснения: учеба в Гарварде в отличие от INSEAD базируется именно на разборе кейсов, поэтому он является крупнейшим их производителем, а большинство школ в мире пользуется его продукцией. Но ведь Гарвард – главный соперник INSEAD. Если деканы сравнивают нашу бизнес-школу с другими, то речь идет только о Гарварде. И это правильно: соревноваться нужно с сильнейшими. Но тогда зачем так полагаться на конкурентные наработки (тем более что на открытый рынок они попадают уж точно не первой свежести)?

Многие студенты выбирают INSEAD потому, что хотят учиться и неамериканским обычаям управления бизнесом. Да и ценность гарвардских кейсов иногда сомнительна. Вот пример: Джон Бейкер, сотрудник мультинациональной рудной компании, работает в островном государстве третьего мира. Через пару дней ему предстоит перевод с повышением в Канаду, а его место займет Мэтью Ренналс – учившийся в Лондоне талантливый инженер, сын местного министра финансов. Прямо сейчас им предстоит последняя беседа. Но Бейкер не знает, как поступить: все два года совместной работы, несмотря на формально хорошие отношения, Бейкер чувствовал, что между ними стена. Он уверен (хотя ни разу это не обсуждал), что все дело в расовом самосознании Ренналса и его плохом отношении к европейцам. На днях очередной европеец пожаловался на грубость Мэтью. Стоит ли Бейкеру поднять вопрос расизма и попытаться объяснить, что нужно исправить отношение к белым, или нет?

На обсуждение этого вопроса ушло три часа, два с половиной – очень скучные. Это особенно обидно, потому что над хорошим кейсом работать одно удовольствие. Даже простая задача по статистике, когда дело доходит до предсказания продаж конкретной компании, становится захватывающей. Иногда можно дать пять совсем разных ответов, каждый из которых будет верным. Это заставляет еще раз задуматься над только что прослушанным курсом.

К слову, декан программы MBA Джейк Коэн заверил, что проблему слишком частого использования чужих кейсов понимает. И поэтому, по его словам, INSEAD скоро создаст свой крупный кейс-центр.