Антикризис Касперского

Темпы роста выручки «Лаборатории Касперского» (ЛК) снизились в прошлом году примерно вдвое по сравнению с 2007 г. Дело не в кризисе, а в масштабах бизнеса, объясняет компания

ЗАО «Лаборатория Касперского»

производитель программ защиты от вирусов, спама и хакерских атак. Основано в 1997 г. Штат – 1250 сотрудников. Основные владельцы – основатель компании Евгений Касперский (контрольный пакет) и его бывшая жена Наталья (блокпакет).

Общий объем контрактов, заключенных ЛК в 2008 г. по всему миру, увеличился на 78% до $361 млн, рассказал вчера управляющий директор ЛК по региону EEMEA (Восточная Европа, Ближний Восток и Африка) Гарри Кондаков. Быстрее всего продажи росли как раз в этом регионе – они прибавили за год 95% до $91 млн. Выручка в Западной и Центральной Европе – это крупнейший для ЛК рынок (см. рисунок) – выросла на 67% до $184 млн, в Северной Америке – на 90% до $60 млн, в Азиатско-Тихоокеанском регионе – на 69% до $24 млн. Сейчас ЛК – четвертый по объему выручки производитель антивирусного ПО в мире, считает Кондаков.

Аналитическая компания Gartner не располагает информацией о распределении рынка между производителями антивирусного ПО и не может комментировать заявления ЛК, сообщил сотрудник пресс-службы компании. Gartner исследует более широкий рынок – производителей ПО для обеспечения безопасности: здесь по итогам 2007 г. ЛК не входила в первую шестерку. Первое место занимала Symantec с $2,77 млрд выручки, далее шли McAfee ($1,23 млрд), Trend Micro ($0,81 млрд), IBM ($608 млн), CA ($419 млн) и EMC ($415 млн).

Аналитическая компания IDC не ответила на запрос «Ведомостей».

Последние три года больше всего денег ЛК зарабатывает в Германии, доля России – около 20%, говорит Кондаков. То есть в России ЛК заработала в 2008 г. примерно $72,2 млн – на 80% больше, чем в предыдущем. В 2007 г. темп роста российских доходов ЛК был выше – 165%, а совокупная выручка в тот год утроилась. Рост замедляется, признает Кондаков, объясняя это, в частности, выросшими масштабами бизнеса ЛК. Хотя если бы не эффект девальвации рубля, то, например, в России темпы роста были бы трехзначные, замечает он.

Другие показатели своей работы ЛК не раскрыла.

Продажи в России антивирусных продуктов конкурента ЛК – Eset – в прошлом году составили, по предварительным данным, $45 млн, сообщил гендиректор ее эксклюзивного дистрибутора – «Исет» – Андрей Албитов. В 2008 г. рост был более 100%, на этот год Албитов делает «осторожный прогноз» роста в 30%. У Symantec, согласно ее отчетности, за 2008 финансовый год выручка от мировых продаж антивирусного и системного ПО выросла на 13% до $5,937 млрд.

В этом году доходы ЛК продолжат расти, обещает Кондаков, не уточняя, как быстро. В январе – феврале компания показала, по его словам, «устойчивый рост» по сравнению с теми же месяцами 2008 г., причем темпы этого роста примерно соответствуют темпам января – февраля прошлого года. И корпорации (на них в 2008 г. пришлось 52% российской выручки ЛК), и обычные покупатели продолжат приобретать антивирусы даже в условиях кризиса, уверен Кондаков.

Затраты на IT-безопасность – одна из немногих статей корпоративных бюджетов, которая не подвергнется сокращению, уверен аналитик «Финама» Владислав Кочетков. Правда, и большого роста российского рынка он не ожидает: 3–5% в долларовом выражении.