Металлурги экономят

Из-за спада производства Alcoa сократит 18% персонала на российских заводах по выпуску алюминиевых полуфабрикатов
Bloomberg

ОАО «Самарский металлургический завод»

Производитель полуфабрикатов из сплавов и алюминия. Владелец – ООО «Алкоа рус» (95,8%). Финансовые показатели (2007 г., РСБУ): Выручка – 18,003 млрд руб., Чистый убыток – 63,414 млн руб.

ОАО «Алкоа Металлург Рус»

производитель алюминиевых полуфабрикатов. Владелец: Alcoa Inversiones Espana S.L. – 88,7%. Выручка – 2,299 млрд руб. (2007 г., РСБУ).

Alcoa Inc.

Производитель алюминия, алюминиевых изделий и глинозема. Акционеры: Capital World Investors (8%), State Street Global Advisors (5,1%), Barclays Global Investors (3,2%), более 80% акций – в свободном обращении. Капитализация – $4,8 млрд (на 19.00 МСК 11.03.2009, NYSE). Финансовые показатели (2008 г., данные компании): выручка – $26,9 млрд, чистый убыток – $90 000.

Вчера Alcoa опубликовала перечень антикризисных мер для своих российских подразделений – Самарского металлургического завода (СМЗ), «Алкоа металлург рус» (АМР) в Белой Калитве Ростовской области и московского офиса компании. До конца года будет сокращено около 1300 человек – примерно 18% численности персонала, рассказал сотрудник пресс-службы управляющей компании (УК) «Алкоа рус». На СМЗ работает около 4400 человек, на АМР – 2900, в Москве – около 80 человек.

Объем заказов на обоих заводах в марте упал более чем на 30% по сравнению с сентябрем 2008 г., продолжает представитель УК (объемов производства не раскрывает). Если ситуация ухудшится, компания может перевести часть производств на неполную рабочую неделю, добавил он. Источник на СМЗ говорит, что из-за неполной загрузки в некоторых цехах люди уже работают в среднем два-три дня в неделю.

Чтобы обеспечить бесперебойную работу двух заводов, московскому менеджменту предстоит перераспределить заказы между СМЗ и АМР, говорит представитель «Алкоа рус», не уточняя цифр. Генеральный директор компании «Пилот МС» (продает алюминиевый прокат) Александр Штейнпресс говорит, что самарский завод рентабелен при выпуске 140 000–150 000 т продукции в год, белокалитвенский – при 30 000 т. Поэтому скорее всего заказы распределят в пользу СМЗ, предполагает он. «Решение, где и что произвести, будет основано <...> на экономической целесообразности, возможности обеспечить лучшую производительность и более низкие издержки», – уточняет представитель УК.

На АМР будет объединено прессовое и кузнечное производства, чтобы использовать оборудование, которое пригодно для технологических процессов в обоих подразделениях, а незагруженное – законсервировать, говорит представитель «Алкоа рус».

По мнению ведущего эксперта УК «Финам менеджмент» Дмитрия Баранова, за счет сокращений и реструктуризации «Алкоа» удастся сэкономить 50–70 млн руб.

На сайте «Алкоа рус» говорится, что доля СМЗ на российском рынке алюминиевого проката составляет около 40%, АМР – около 10%. По данным отчетности АМР, в 2007 г. завод отгрузил 35 589 т продукции: на внутренний рынок – 19 920 т, на экспорт – 15 670 т (более поздних данных по АМР нет, данные по СМЗ не публиковались).

С началом финансового кризиса спрос на алюминий упал, в результате с июля 2008 г. по март 2009 г. цена упала на 61% до $1287 за тонну, говорит аналитик ИФК «Метрополь» Вячеслав Смольянинов. Объем потребления алюминиевых полуфабрикатов в 2008 г. составил до 400 000 т, считает Штейнпресс. Из-за стагнации в строительстве, машиностроении, авиации в январе – феврале 2009 г. потребление алюминиевых полуфабрикатов в России упало на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., говорит Штейнпресс. Баранов и аналитик «Центринвест груп» Евгений Буланов отмечают, что в нынешнем году предпосылок к росту спроса на алюминий нет.

Сама Alcoa понесла в прошлом году значительные потери: компания получила убыток в $90 000 против чистой прибыли в $2,564 млрд годом ранее.