Кредит на выход

К концу года в России может исчезнуть несколько сотен банков: заемщики не вернут им кредиты, а государство не станет их спасать, предрекает президент Альфа-банка Петр Авен. Столько банков в группе риска, а банкротств будет меньше, надеются банкиры
С. Николаев

Уровень просроченной задолженности в российской банковской системе может достичь 15–20% к концу года, для многих банков это станет фатальным, считает президент Альфа-банка Петр Авен. «Сотни банков исчезнут до конца года», – заявил он Financial Times. Просроченная задолженность на уровне 15% съест весь капитал банковской системы, опасается Авен. И ожидает, что банкротства банков начнутся в III квартале, а помощь государства получат от силы 20–30 крупнейших банков.

Например, в Альфа-банке обслуживается более 3,5 млн вкладчиков и 6% зарплат в стране. «Если с нами что-то случится, это будет посерьезнее, чем остановка градообразующего предприятия», – цитирует Авена «Интерфакс».

Качество кредитов быстро ухудшается и спасать проблемные банки, если только они не системообразующие, никто не будет, соглашается с Авеном аналитик Deutsche Bank Боб Коммерс. Из 1108 банков в России хватило бы и ста, уверен Коммерс.

«Я-то как раз думаю, что никаких сотен банкротств у нас не будет. Но это не значит, что я не должен готовиться к этому», – признался в интервью радиостанции «Эхо Москвы» первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. Пострадают только те банки, которые кредитовали собственных акционеров, этим грешили 30–40% банков, уверен предправления СМП-банка Дмитрий Калантырский. Небольшие банки, которые не занимались таким кредитованием, уверенно себя чувствуют, с ними ничего произойти не может, уверен он: «Эффективность работы с просроченной задолженностью, залогами и кредитами в таких банках всегда была выше, чем в крупных, поэтому проблем с плохими кредитами у них меньше». В том числе потому, что в их работе мало политики и много бизнеса, добавляет владелец банка «Возрождение» Дмитрий Орлов. Обречены, по его мнению, только те банки, которые занимались инвестициями в недвижимость и землю, а также карманные банки крупных предприятий. По его оценкам, это почти треть банков.

Небольшие частные банки выживут и без госпомощи, уверен предправления и совладелец тольяттинского Фиа-банка Анатолий Волошин: «Правительство мне никогда не помогало и не поможет, не могу рассчитывать и на население. Надеюсь только на малый бизнес, который кредитую, и хочу, чтобы он выжил». Он сомневается, что крупные банкиры выживут, если лишить их доступа к госсредствам.

Сейчас уже очевидно, что именно в III квартале будет основной всплеск дефолтов по кредитам, поэтому без отзывов лицензий не обойдется, говорит заместитель гендиректора «Урса банка» Владимир Мехряков. Труднее всего, думает он, будет банкам, которые вели активный корпоративный бизнес: «К сожалению, часто госбанки заставляют кредитовать заемщиков, которые не в силах платить по кредитам».

Кризис существенно увеличил риск того, что основная деятельность перестала приносить банкам достаточный доход и они займутся тем, что приводит к отзыву лицензий, считает депутат Госдумы Владислав Резник. Среди рисков Авен также отметил рост исков от заемщиков, требующих признать недействительными кредитные договоры.