Министр-пессимист

В этом году российский авторынок ждет 60%-ное падение, предсказывает министр промышленности и торговли Виктор Христенко

Ранее правительство предполагало, что продажи снизятся на 40%. Изменение показателей Христенко объяснил динамикой продаж автомобилей за январь – февраль 2009 г., которая ухудшилась по сравнению с концом 2008 г.

Это самый пессимистичный прогноз из сделанных ранее. В конце прошлого года президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин прогнозировал, что в 2009 г. будет продано на 40–50% новых автомобилей меньше (1,5–1,8 млн штук). Пессимистичный прогноз PricewaterhouseCoopers (PwC) говорил о падении на 50% до 1,6 млн штук. Такой сценарий возможен, если в России увеличится уровень безработицы, курс доллара превысит 37 руб., доля продаж автомобилей в кредит сократится до 10%, а средний номинальный располагаемый доход увеличится всего на 12%.

В деньгах рынок будет падать сильнее, чем в натуральном выражении, сходятся эксперты, и все из-за снижения средней цены покупаемого автомобиля. Эксперты PwC предполагают, что в 2009 г. этот показатель составит $18 000–20 000 (против $22 350 в первом полугодии 2008 г.).

По данным АЕБ, за два месяца 2009 г. в России было продано менее 181 900 новых иномарок и легких коммерческих автомобилей (в январе – около 82 000, а в феврале – 99 476). «Если темпы продаж удастся сохранить на уровне около 100 000 машин в месяц, за год будет реализовано до 1,2 млн иномарок – примерно на 42% меньше, чем в 2008 г.», – сожалеет Олег Дацкив, директор по развитию информационного портала auto-dealer.ru. «Но это маловероятно: банки будут ужесточать требования к заемщикам по автокредитам, а большинство автопроизводителей будет вынуждено поднимать цены, чтобы сохранить рентабельность», – указывает он.

В январе комитет автопроизводителей АЕБ прогнозировал, что в 2009 г. в России будет продано 1,9 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Позже эксперты комитета снизили прогноз до 1,5 млн автомобилей.

«Развитие российского рынка сильно зависит от макроэкономической ситуации, но 50%-ное падение продаж уже кажется оптимистичным прогнозом», – замечает Иван Бончев, консультант Ernst & Young. Потенциальную глубину падения спроса нельзя оценить, пока дилеры не распродали стоки.

По оценкам Российской ассоциации автодилеров, в феврале на складах автоконцернов и дилеров оставался запас иномарок на 2–3 месяца продаж.