Ориентиры: Без кризиса в голове


В разгар кризиса многие все чаще обращаются к классике, лихорадочно выискивая в знакомых с детства строках ответы на волнующие вопросы. Трудно самим принимать решения, чтобы потом быть за них ответственными.

Все чаще приходится делать выбор между желаемым и действительным, следуя постоянно изменяющейся ситуации. Кризис корректирует планы, в первую очередь финансовые. Гигантские проекты вроде Las Vegas City Center замораживаются, более мелкие – откладываются, а то и вовсе отменяются. Корректировке подлежат не только корпоративные, но и личные планы. Те, кто подумывал о покупке загородного дома на родине, начинают интересоваться зарубежной недвижимостью, понимая, что сегодня в Америке и странах новой Европы можно найти очень привлекательные предложения.

Самые дальновидные владельцы офисов умеренно снижают арендные ставки, а владельцы самых дорогих гостиничных сетей объявляют о межсезонных скидках для постоянных и не очень клиентов. Конечно, никто не работает себе в убыток, и низкая стоимость гостиничного номера в 5-звездочном отеле предполагает заблаговременную его оплату и невозможность вернуть средства. А снижение арендных ставок в офисе может означать и ухудшение качества обслуживания, которое поначалу можно и не заметить...

Компании начинают экономить на командировках, в первую очередь зарубежных. В марте этого года крупнейший инвестиционный салон MIPIM в Каннах, отметивший 20-й юбилей, посетило около 18 000 человек из 80 стран, тогда как в прошлом году число посетителей салона превысило 30 000 человек.

Компании начинают более придирчиво анализировать корпоративные расходы, урезая необязательные траты. К одной из таковых относятся всевозможные членские взносы, которые надо ежегодно выплачивать различным российским и международным профессиональным объединениям. И здесь уже каждый решает, стоит ли ему платить сотни долларов или евро здесь, в России, за членство в международном профессиональном объединении, если российское подразделение до конца года не удосуживается прислать сертификат о членстве и каталог?

Кризис избавляет от балласта и заставляет в преддверии роста сконцентрироваться на гуманитарных проектах. И если раньше под PR-акцией многие компании понимали проведение выездной затяжной пресс-конференции для журналистов с лейтмотивом «вот мы какие» или, что еще безнравственнее, вручение ценных подарков в обмен на скромно-настойчивое «Вы про нас напишете? Когда?», то теперь ситуация понемногу меняется. Большее значение приобретают всевозможные гуманитарные акции компаний и профессиональных объединений. Вместо традиционного вечера знакомств, так называемого match-making, в рамках крупных конференций и съездов профессиональные строительные объединения могут провести «субботник» по расчистке стройплощадки от строительного мусора или мастер-класс по реставрации памятников истории и архитектуры. Для специалистов по маркетингу и PR этот выбор может быть еще шире. Так, на предстоящем съезде Международной ассоциации деловых коммуникаций (IABC) планируется день, когда делегаты будут читать книжки слепым детям на берегу залива. Подумайте, огромный социальный эффект при практически нулевых затратах!

В помещении, где арендует офис дружественная мне компания, постоянные проблемы с туалетом, причем именно на их этаже. Если там горит свет, то не работает спуск, если и спуск работает, то невозможно открыть дверь, потому что снаружи вот уже несколько лет никак не приделают ручку... Но так было и до кризиса. «Кризис не в клозетах, а в головах» – эту бессмертную реплику профессора Преображенского из булгаковского «Собачьего сердца» цитируют сегодня все, кому не лень. Осознав подлинный источник кризиса, можно сделать более чем радостные выводы. Пока у компаний есть новые идеи и устремления, кризис им не помеха. Применяя новаторские методы и технологии, можно обойтись и меньшими средствами, которые, поверьте, найдутся. Подлинный кризис и крах наступает, когда таких идей уже нет. Его-то и надо бояться.