Цифра недели: 750 000
Вот нисколько не удивляют слова начальника департамента планирования и бюджетирования ОАО «РЖД» Ильи Ряшина (цитирую по «Гудку»), что 65% издержек ОАО «РЖД» не зависят от объемов транспортной работы, т. е. их нельзя урезать на время спада объемов перевозок, а в наибольшей степени это касается расходов на оплату труда, которая зависит от объемов перевозок всего на 30%.
Неплохо, правда? В организации, которая оказывает транспортные услуги, две трети издержек не зависят от того, сколько этих самых услуг оказано! От чего ж тогда они зависят? И за что платят в РЖД, если зарплаты зависят от объемов перевозок на треть?
Отчасти я знаю ответ на последний вопрос. Мой дядя при безбожной власти работал в системе Министерства путей сообщения – микробиологом. Я так и не смог понять, в чем именно состояли его служебные обязанности, а он всегда вспоминал об этой работе как о лучшей в жизни. Во-первых, дядя сам себе назначал командировки – и объездил полстраны; во-вторых, дядя выписывал себе бесплатные билеты в отпуск; в-третьих, дядя пользовался ведомственной инфраструктурой – от поликлиники и гостиниц до распределителя продовольствия и ателье; были еще и «в-четвертых», и «в-пятых»... Сейчас, наверное, положение изменилось, но, видимо, не радикально.
Конечно, с одной стороны, следует выразить сочувствие тем 750 000 людям, кто безропотно доверил судьбу свою крупнейшей государственной компании (1,2 млн человек работает в РЖД!), а теперь будет или переведен на неполный рабочий день (450 000), или отправлен в отпуск без сохранения содержания (247 600), или просто уволен (53 700). Есть ли среди этих 750 000 микробиологи – или их работа относится к той самой категории, которую нельзя сократить даже в кризис?
Но нечего унывать. Вчера председатель правительства России Владимир Путин выступил за дополнительную поддержку РЖД – около 50 млрд руб. в уставный капитал для компенсации выпадающих доходов, а всего компании обещано 100 млрд руб., прежде всего на обновление подвижного состава. Таким образом, считает правительство, удастся сохранить тысячи рабочих мест в отечественном машиностроении.
Только не знаю, есть ли у машиностроителей свои микробиологи.