«Ижавто» в кольце

Если «АвтоВАЗ» решит вернуться к переговорам о покупке «Ижавто», ему придется столкнуться с той же проблемой перекрестного владения, которую только что решили его собственные акционеры. Три «дочки» «Ижавто» теперь контролируют почти 75% акций автоконцерна

«Ижавто»

Автопроизводитель. Выручка (РСБУ, 9 месяцев 2008 г.) – 17,9 млрд руб., чистая прибыль – 132,1 млн руб. Выпускает Kia, «ВАЗ» и «Иж», объем производства – 59 317 шт. (2008 г., данные «АСМ-холдинга»).

О том, что автоконцерн «Ижавто» теперь фактически владеет самим собой, «Ведомостям» рассказал банкир, работающий с компанией. Об этом знают еще три источника, близких к «АвтоВАЗу» и его акционерам (завод уже больше года пытается купить «Ижавто»). По словам собеседников «Ведомостей», в начале года 74% акций «Ижавто» перешли в собственность трех его «дочек»: ООО «Иж-комплект» (оно теперь владеет 24,88% акций «Ижавто»), ООО «Гросс» (24,9%) и ООО «Норэкс» (24,99%). В «Иж-комплекте» автопроизводителю, по данным отчетности, принадлежит 100%. Две другие «дочки» были созданы недавно, специально для создания кольцевой схемы собственности, уточняет один из источников, в них у «Ижавто» тоже контроль. Пакет был продан «дочкам» за $200 млн, но завод рассчитается с «Соком» машинами, слышали банкир и несколько сотрудников «АвтоВАЗа». До этого 100% акций «Ижавто» контролировала группа «Сок». Представитель «Сока» сделку не комментирует.

По уставу «Ижавто» гендиректор (сейчас это Михаил Добындо) осуществляет оперативное управление заводом, но все важные сделки проходят через совет директоров. В нем девять человек, пять – из «Сока», возглавляет совет президент группы Андрей Фролов. «Иж-комплектом» руководит Ольга Бакланова, которая является членом советов директоров на других предприятиях «Сока». Получается, что контрольным пакетом «Ижавто» на собрании акционеров может голосовать гендиректор автозавода, говорит партнер «Добронравов и партнеры» Юрий Добронравов.

Добындо структуру собственности комментировать отказался, но отметил, что сейчас более 74% акций «Ижавто» в залоге у банков, в том числе у Сбербанка и «Ак барса». В начале года «Ижавто» реструктурировала долг перед Сбербанком (около 8,5 млрд руб., общая сумма долга – почти 12 млрд руб.) и передала в залог контрольный пакет. Это были акции «Иж-комплекта», «Гросса» и «Норэкса», знает банкир, работающий с «Ижавто», а источник в «Ак барсе» сказал, что в залоге у его банка 20% акций из пакета «Иж-комплекта». Представитель «Ак барса» от комментариев отказался. «С этим предприятием есть проблемы, и мы активно занимаемся их решением», – сказала представитель Сбербанка Ирина Кибина.

Решить проблемы завода попытался президент Удмуртии Александр Волков. В понедельник он попросил у премьер-министра Владимира Путина содействия при передаче «Ростехнологиям» контрольного пакета «Ижавто».

Для «Ижавто» это единственный выход после того, как затормозилась сделка о продаже акций завода «АвтоВАЗу» и проект производства автомобилей Renault-Nissan, говорит пресс-секретарь президента Удмуртии Денис Логинов, а передача «Ростехнологиям» позволила бы «успокоить кредиторов» и дала бы «Ижавто» право претендовать на федеральную помощь. Премьер обещал обдумать это предложение, говорит его пресс-секретарь Дмитрий Песков. «Ростехнологиям» с предложениями о приобретении «Ижавто» никто не звонил», – сказал представитель госкорпорации.

Теперь продать акции можно только с согласия гендиректора «Ижавто» и Сбербанка, у которого они заложены. Если же гендиректор не согласится, а у «Ижавто» перед Сбербанком будут просроченные долги, оспоренные в суде, Сбербанку придется выставлять пакет на торги, добавляет Добронравов. Но «Ростехнологиям» завод сейчас не нужен, говорит источник, близкий к компании: «АвтоВАЗ» не сможет загрузить завод и «Ростехнологии» получат вместе с «Ижавто» только долги, а вот когда рынок будет расти, к вопросу о покупке можно вернуться.

«Сок» понял, что переговоры с «АвтоВАЗом» ничем не закончатся, и поспешил передать акции «дочкам», оставив завод с долгами и непонятными перспективами, недоволен держатель облигаций «Ижавто» (сумма – 2 млрд руб., дефолт был 15 апреля). «Сок» вышел из бизнеса, получив за него автомобили на $200 млн, констатирует аналитик «Уралсиба» Наталья Сорокина, а новому собственнику оставил проблему «перекрестка», которую недавно с большим трудом решил «АвтоВАЗ».