КНДР взялась за старое


В субботу Северная Корея объявила о возобновлении работы по производству оружейного плутония в научно-исследовательском центре в Йонбене. «Это поспособствует укреплению сил ядерного сдерживания в целях самозащиты от возрастающих военных угроз враждебных сил», – процитировало северокорейское информагентство ЦТАК представителя МИД КНДР.

Возобновить работу своих ядерных объектов, демонтаж которых был начат в 2007 г., Северная Корея пригрозила еще 14 апреля: страна заявила о выходе из формата шестисторонних переговоров по денуклеаризации Корейского полуострова (в них участвуют две Кореи, Китай, Россия, Япония и США) и сообщила о выдворении из Йонбена инспекторов МАГАТЭ. Это стало ответом на заявление Совбеза (СБ) ООН: в нем СБ осудил запуск КНДР 5 апреля спутника, посчитав, что в реальности страна провела испытание ракеты. А это запрещено КНДР резолюцией СБ ООН от 2006 г. В Северной Корее заявление СБ ООН расценили как «нестерпимое оскорбление» и «проявление политики двойных стандартов».

Субботнее заявление МИД КНДР прозвучало через считанные часы после объявления Комитетом ООН по санкциям о внесении в черный список трех северокорейских компаний, причастных к развитию ядерных программ: Korea Mining Development Trading Corp. (экспортер оборудования для баллистических ракет), Tanchon Commercial Bank (он финансирует закупки вооружений) и Korea Ryonbong General Corp. (осуществляет закупки военного оборудования). По решению ООН зарубежные активы этих компаний заморожены, а ведение бизнеса с ними запрещено под угрозой штрафов.

В субботу госсекретарь США Хиллари Клинтон приветствовала принятие санкций: «Мы не намерены поддаваться шантажу со стороны северокорейцев».

В конце минувшей недели с посреднической миссией в Пхеньяне и Сеуле побывал министр иностранных дел России Сергей Лавров. Но его визит закончился безрезультатно: КНДР не согласилась вернуться в формат шестисторонних переговоров и не ответила на предложение Москвы выводить спутники с помощью российских ракетоносителей. «Никаких прорывов мы пока не предвидим. Это сложный процесс», – признал Лавров по итогам переговоров со своим северокорейским коллегой Пак Ы Чуном.

Эксперт ИМЭМО Владимир Дворкин считает возобновление ядерной программы КНДР попыткой шантажа международного сообщества с целью повысить плату за ее будущее сворачивание. Но долго игнорировать международную оппозицию Пхеньян не сможет: возвращение страны за стол переговоров – вопрос времени, уверен эксперт.