В поисках пассажиров

Калининградская «КД авиа» и «Авиационные линии Кубани» (АЛК) через 10 дней начнут выполнять рейсы по совместной европейской программе. Компании рассчитывают, что это поможет увеличить пассажиропоток
КД авиа

С 30 мая АЛК открывает регулярный рейс Краснодар – Калининград – Мурманск, который будет стыковаться с рейсами «КД Авиа» в 10 европейских городов и Тель-Авив (для отрезка Краснодар – Калининград) и из девяти городов России и Астаны (для отрезка Мурманск – Калининград), рассказали первый заместитель генерального директора по коммерческой работе «КД авиа» Виталий Головин и заместитель генерального директора по коммерции АЛК Андрей Балакарев. Пока АЛК будет выполнять рейсы два раза в неделю по средам и субботам. Пассажирам предложат полноценный трансфер со сквозной регистрацией до конечного пункта назначения, пообещали представители компаний.

До презентации программы 21 мая стороны не раскрывают тарифы. Однако, по выражению Балакарева, они будут «самые низкие». Чтобы сейчас стимулировать спрос на европейском направлении, АЛК и «КД авиа» должны предложить тарифы на 30–40% ниже рынка, считает генеральный директор InfraNews Алексей Безбородов. Например, билет «Аэрофлота» в обе стороны из Краснодара в Париж через Москву стоит от 17 332 руб., включая сборы; билет Austrian Airlines (через Вену) – от 14 988 руб., включая сборы (данные авиакомпаний).

ОАО «Авиационные линии Кубани»

авиаперевозчик. Владелец: 91,04% акций контролирует «Базовый элемент» Олега Дерипаски, остальные – в свободном обращении (данные компании). Финансовые показатели (РСБУ, I квартал 2009 г.): Выручка – 622,36 млн руб., Убыток – 143,17 млн руб.

ОАО «КД авиа»

авиаперевозчик. Акционеры: Сергей Грищенко (основной акционер), правительство Калининградской области (9,5%). Финансовые показатели (РСБУ, I квартал 2008 г., более поздних данных нет): Выручка – 870,9 млн руб., Чистая прибыль – 4,5 млн руб.

Авиакомпании рассчитывают, что пассажиропоток прибавится на всех рейсах. Сначала «КД авиа» (эксплуатирует Boeing 737-300 на 144 кресла) планирует продавать 10–15 мест из Краснодара на европейские направления и обратно, говорит Головин. До 70% кресел АЛК могут занять транзитные пассажиры: в Европу из Краснодара и в Россию из Мурманска, добавляет он.

По данным Транспортной клиринговой палаты, в I квартале пассажиропоток на международных и внутренних воздушных линиях у АЛК упал на 16,3% до 117 439 человек по сравнению с январем – мартом 2008 г., у «КД авиа» – на 9,9% до 180 691 человека. Выручка АЛК снизилась на 7% до 622,36 млн руб., убыток вырос вдвое до 143,17 млн руб. (данные компании). «КД авиа» финансовые показатели за I квартал не публиковала.

Прямыми конкурентами тандема АЛК – «КД авиа» на европейском направлении станут «Аэрофлот» (три рейса ежедневно в «Шереметьево», далее в более 45 стран мира) и Austrian Airlines (ежедневные вылеты в Вену, далее в 130 аэропортов пяти континентов), на российском – «Аэрофлот», Sky Express, «Ютэйр».

В этом проекте больше всего рисков берет на себя АЛК, вводя новый транзитный рейс, считает представитель Sky Express Виталий Коренюгин. Чтобы прямой рейс стал прибыльным, в среднем его обкатывают 3–6 месяцев, для рейса АЛК потребуется больше времени, добавляет он. По словам пресс-секретаря «Аэрофлот-Дона» Дмитрия Бакулина, за пять месяцев работы с материнской компанией (см. врез) пассажиропоток на московском направлении вырос на 7%. В Austrian Airlines действия конкурентов не комментируют, в «Аэрофлоте» на вопросы «Ведомостей» вчера не ответили.

В кризис люди отказываются от отдыха за рубежом в пользу отечественных курортов, поэтому логичнее развивать северные и сибирские маршруты, связывая их с городами Черноморского побережья, считает Безбородов.