Ценности: Пусть гигант упадет


Ни одно демократическое общество, ни одна рыночная экономика не могут смириться с утверждением, что какая-то компания «слишком велика, чтобы ее банкротить» (слишком «национальная», «системообразующая», «стратегическая» – формулировок много).

В обществе, которое больше не понимает власть как богоданную, которое не признает наследников и преемников, коммерческий успех и демократические выборы являются единственными источниками легитимности власти. Организация, не подчиняющаяся этим правилам, сразу же становится средоточием не подотчетной никому власти. Такова ситуация с банками Citigroup, Barclays и Deutsche Bank.

Выделение компаний, которые слишком велики, чтобы их банкротить (или являются «системообразующими»), несовместимо с демократией, а также подрывает главное достижение рыночной экономики – ее динамизм. Революции в бизнесе – удел новичков. Вот почему многие сегодняшние лидеры – Microsoft, Google, Vodafone, Easyjet – это компании, которых поколение назад еще не существовало. Они не пробились бы наверх, если бы государство поддерживало прежних лидеров – IBM и AOL, AT&T и British Airways.

Любая форма избирательной господдержки искажает конкуренцию. Но сегодня господдержка напрямую препятствует распространению инноваций и прогрессу. Субсидии получают компании (такие как General Motors и Citigroup), которые отвечают двум условиям: они велики и безуспешны.

Нужно четко разграничивать две вещи: (а) необходимость поддержания услуг, важнейших для жизнеобеспечения, и (б) существование отдельных компаний, предоставляющих эти услуги. Существует много услуг, без которых нам не прожить: электроснабжение и водоснабжение, транспорт и телекоммуникации. Здесь недопустим малейший сбой или остановка.

Но жизненная потребность в текущей из крана воде не означает жизненной необходимости существования данной компании по водоснабжению. Нас не слишком беспокоит, когда закрывается какая-нибудь сеть магазинов. Есть много других мест, где можно купить одежду и еду. Но мы не можем смириться с тем, что самолеты будут кружить над Лондоном, пока арбитражный управляющий будет спешить в компанию Heathrow Airport, чтобы принять дела.

Во всех важных для общества индустриях, где существует или может возникнуть доминирование одной компании, необходимо различать активы, нужные для предоставления важной услуги, и организации, обеспечивающие предоставление этой услуги. Такие компании обязаны вести дела таким образом, чтобы описанное разделение было возможным. В некоторых индустриях уже существует такая схема, в некоторых пока нет. Но и там и там необходимо провести ревизию и составить план на случай чрезвычайных обстоятельств.

Принцип «слишком велик, чтобы рухнуть» – относится он к банковской сфере или автогиганту – неприемлем. Хорошая политика и хорошая экономика состоят в том, чтобы помочь неудачнику пройти банкротство, а не в том, чтобы оплачивать его счета. FT, 26.05.2009.