Банки поделятся вагонами


«Российские железные дороги»

Железнодорожная монополия. Акционер – государство (100%). Выручка (РСБУ, 2008 г.) – 1,1 трлн руб., чистая прибыль – 13,4 млрд руб.

Партнерами РЖД во Второй грузовой компании (ВГК) могут стать банки, «которые стали крупными держателями подвижного состава», сказал президент монополии Владимир Якунин, назвав лишь Сбербанк и ВТБ. По его словам, РЖД уже договаривается с ними о вхождении в уставный капитал будущей «дочки»: «Скоро начнутся предметные переговоры по цене».

Представители банков от комментариев отказались. Но сотрудник одного из них говорит, что переговоры на самой начальной стадии: нет даже предварительных оценок долей ВГК, которые могли бы получить банки.

ВГК планируется создать до конца года. РЖД должна передать «дочке» 217 000 вагонов (предварительная оценка – 55 млрд руб.), свои составы могут внести и частные операторы (в сумме у них около 380 000 вагонов). Якунин говорил, что РЖД готова расстаться с контрольным пакетом ВГК. В будущем – не раньше 2011 г. – возможно и IPO грузовой компании.

Сбербанк и его лизинговые «дочки» могут передать в ВГК около 30 000 вагонов, ВТБ – около 10 000, считает сотрудник одного из частных операторов. Но оценить этот вклад пока невозможно, отмечает руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. Новый полувагон стоит сейчас 1,2–1,4 млн руб., но парк простаивает и владельцы готовы отдавать его за бесценок, объясняет эксперт. Свои вагоны РЖД оценила примерно в 255 000 руб. за 1 шт.