Экономист: Взлет и падение компании века


Скоро на наших глазах канет в Лету корпорация, бывшая символом управленческого успеха в ХХ в. Именно благодаря General Motors массовое производство стало основой развития промышленности, возникла идея профессионального менеджмента в современном понимании и выкристаллизовалась структура диверсифицированной промышленной корпорации. Все эти вещи, столь привычные и необходимые в наше время, столетие назад считались смелыми инновациями.

Когда-то в споре о том, какие книги по бизнесу можно считать лучшими, я назвал три: «Концепция корпорации» Питера Друкера (1946 г.); «Мои годы в General Motors» Альфреда Слоуна (1941 г., Слоун был президентом GM с 1923 по 1937 г.); «Стратегия и структура» Альфреда Чандлера (1962 г.), превратившего бизнес-историю и корпоративную стратегию в академические дисциплины. Я, честно говоря, не сразу осознал, что основой всех этих книг была GM. История современного бизнеса и история GM – одно и то же.

Адам Смит заметил, что разделение труда – ключ к процветанию и экономическому росту. Фредерик Тейлор превратил мысль Смита в научные методы управления. Генри Форд воплотил эти теоретические выкладки в реальность сборочного конвейера. Малоквалифицированные рабочие теперь могли собрать автомобиль, не зная, как он устроен. Создатели General Motors переняли практику Форда. Но сам контраст названий – слово «генеральные, общие» в General Motors противопоставлено имени владельца в названии Ford Motor – уже о многом говорит. Ford был детищем вспыльчивого гения. Заслуга Слоуна в том, что он создал компанию, где личность почти не играет роли.

GM появилась как скопище разных компаний, собранных в 1908 г. вместе благодаря предпринимательскому таланту Уильяма Дюрана. Слоун, успешно управляя процессом децентрализации, придал форму конгломерату. К 1950-м гг. GM стала самой успешной компанией в истории человечества. Однако глобализация оказалась для нее гибельной. Потребители стали разборчивее, а конкуренты научились эксплуатировать свои преимущества в глобальном масштабе. Доля GM в мировом автопроизводстве достигла пика и начала долгое и устойчивое падение.

Сильные стороны компании стали ее слабостями. Массовое производство и стимулы, привязанные к сдельной оплате, привели к тому, что рабочие мало были заинтересованы в качестве продукции. Прослойка высокопрофессиональных менеджеров превратилась в касту самоуверенных бюрократов. Империя диверсифицированной корпорации стала скопищем конкурирующих друг с другом княжеств.

Падение GM так же поучительно, как и ее взлет. Массовая продукция сегодня удел регионов с низкими доходами и издержками. Успешные западные производители сконцентрировались на отдельных рыночных нишах. Успех GM сформировал управленческую науку ХХ в. Падение гиганта также оказывает и будет оказывать огромное воздействие на ключевые положения менеджмента ХХI в. FT.

2.06.2009, Антон Осипов