«Сибирь» еще должна

«Сибирь» решила проблемы с облигационным займом, но ее долговая нагрузка еще велика
А. Махонин

Сибирь» хорошо работает, у нее нет никаких просрочек по банкам, она все выплачивает, что сейчас большая редкость», – сказала вчера после годового собрания акционеров член совета директоров и совладелец компании Наталья Филева (цитата по «Интерфаксу»). По ее словам, «Сибири» удалось полностью реструктурировать задолженность по дебютному облигационному займу, за исключением пакета «КИТ финанс». Это подтвердил начальник отдела по организации облигационных займов Райффайзенбанка (платежный агент по займу, консультировал «Сибирь» по реструктуризации) Олег Гордиенко.

Чуть лучше рынка. 21,5%

– до 13,14 млн пассажиров упали в России гражданские пассажироперевозки в январе – апреле по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., по данным Транспортной клиринговой палаты

17,3%

составило падение перевозок за этот же период у «Сибири», по данным компании

6,03

млрд руб. – выручка «Сибири» в I квартале 2009 г. – на 13,7% меньше, чем годом ранее (по данным отчетности)

ОАО «Авиакомпания «Сибирь»

Пассажиропоток – 5,89 млн человек (2008 г.). Акционеры: Наталья Филева – 63,26%, государство – 25,5%. Финансовые показатели (РСБУ, 2008 г.): выручка – 42,37 млрд руб., чистая прибыль – 73,29 млн руб.

В феврале авиакомпания не смогла выкупить 95,5% бумаг из выпуска на 2,3 млрд руб., в марте дефолт стал реальным. По плану реструктуризации перевозчик погасил 20% долга в день оферты, затем предполагалось выплачивать долг равными долями – ежемесячно по 230 млн руб. в мае – августе 2009–2010 гг. 29 мая 10% бумаг было погашено.

«КИТ финанс» не согласен с планом реструктуризации и добивается погашения бумаг через суд, сказал директор департамента внешних связей банка Вадим Бараусов. Его пакет – 15,5%, в суде он взыскивает 414,14 млн руб. с учетом процентов и неустойки, следует из материалов Арбитражного суда Новосибирской области. Следующее заседание назначено на 16 июля.

По данным отчетности «Сибири» за I квартал 2009 г., общий долг компании – 14,15 млрд руб., в том числе кредиты – 8,8 млрд руб. За счет погашения 30% облигаций в марте и мае долг уменьшился, говорит представитель «Сибири» Кирилл Алявдин. Назвать актуальный долг компании он не смог.

В конце марта соотношение долг/EBITDA у «Сибири» было на уровне 7, говорит начальник отдела анализа долгового рынка ИК «Велес капитал» Иван Манаенко. По его оценке, с конца марта за счет выплат по облигациям и гашения кредитов «Сибирь» могла погасить не более 3 млрд руб. «Но даже в этом случае компания еще далека от показателя долг/EBITDA, равного 2–4, когда возможно рыночное рефинансирование долга», – говорит Манаенко.

«Делать вывод, что проблемы позади, еще рано», – согласен руководитель аналитической службы «Авиапорта» Олег Пантелеев. По данным компании, в январе – апреле (данные за май – июнь еще не готовы) пассажиропоток «Сибири» составил 1,28 млн человек (-17,3% к первым четырем месяцам 2008 г.). По итогам года компания ожидает падения на 10%. Тем не менее это «впечатляющие результаты», считает Пантелеев. В летний сезон перевозки «Сибири» будут расти соразмерно прошлому году и у компании не будет проблем с наличностью, говорит он. По данным Транспортной клиринговой палаты за 2008 г., летние месяцы демонстрировали рост 20–25% к апрелю. Опасений, что 30 июня «Сибирь» не сможет погасить очередные 10% займа, нет, подтверждает Гордиенко.