Защита от изобретателя

Вслед за японским производителем автокомпонентов Kayaba Industry претензию от изобретателя улучшенных амортизаторов Олега Тихоненко получили продавцы запчастей германских Bilstein и ZF

Сегодня Люберецкий городской суд рассмотрит дело об административном правонарушении подмосковного филиала новосибирской компании «Авторейд», рассказал «Ведомостям» президент компании Виктор Ляпустин. Эта компания продает амортизаторы Bilstein и ZF, в которых, по мнению Тихоненко, в нарушение его прав на интеллектуальную собственность используется полезная модель амортизаторов. Три патента на такую модель, по сути являющуюся усовершенствованием существующих амортизаторов, Тихоненко получил в Роспатенте летом прошлого года. Ранее изобретатель рассказывал «Ведомостям», что придумал, как улучшить демпфирующие свойства амортизаторов, которые лучше «держат на пробой».

Получив патенты, изобретатель разослал предупреждения всем продавцам импортных амортизаторов. По словам Ляпустина, когда Тихоненко предложил «Авторейду» платить роялти за каждый проданный амортизатор, в компании к его угрозам всерьез не отнеслись. Так же отреагировали и представители Bilstein, говорит он. Владимир Мамонов, сотрудник московского офиса IHR, которая представляет интересы Bilstein в России, подтверждает слова Ляпустина. «Мы не получали прямых претензий от Тихоненко и не понимали, о чем идет речь», – говорит он.

В понедельник схожее дело об административном правонарушении компании «Р-партс» будет рассматривать Замоскворецкий суд Москвы. Ее обвиняют в продаже амортизаторов Kayaba, которая, по мнению Тихоненко, тоже нарушает его права, сказал Андрей Мельников, глава московского офиса KYB Europe.

Сумма штрафа за такие нарушения незначительна – не больше 2000 руб., говорят Мельников и Ляпустин.

Но проигрыш в московском суде может создать опасный прецедент, из-за которого продажи амортизаторов под марками Kayaba, Bilstein и других компаний могут остановиться.

Вчера с Тихоненко связаться не удалось. В мае он рассказывал «Ведомостям», что сделал предупреждение 49 российским компаниям, торгующим запчастями. А ущерб, нанесенный ему за два года одной только Kayaba, он оценивал в $30–32 млн. Мельников оценивает весь рынок импортных амортизаторов в России в 110–120 млн евро в инвойсных ценах (доставка до России).

Заместитель начальника юридического отдела фирмы «Городисский и партнеры» Евгений Александров считает, что если Тихоненко выиграет в люберецком и замоскворецком судах, то сможет использовать судебные решения для дальнейшего давления на продавцов автозапчастей в регионах. «Учитывая, как действует Тихоненко, есть потенциальная опасность для всех, кто вводит амортизаторы в оборот», – считает юрист.

Амортизаторы Kayaba, по данным компании, установлены практически на всех японских автомобилях (в том числе Toyota), Bilstein – на большинстве европейских (в том числе Mercedes, Porsche, а также машинах GM).

«Российский вторичный рынок автозапчастей столкнулся с неожиданной серьезной проблемой» – такое сообщение разослал в начале июня членам Ассоциации дистрибуторов автомобильных комплектующих (АДАК, объединяет 20 компаний) ее директор Алексей Пёвхёнен. Как сообщил Пёвхёнен «Ведомостям», у членов АДАК есть сведения, что Тихоненко подал также заявки на регистрацию полезных моделей тормозных колодок, шарниров и, возможно, других запчастей. Поэтому стоит ожидать новых запросов и милицейских проверок, считает он. АДАК предложила всем участникам рынка провести встречу для выработки общих действий по защите своих прав от Тихоненко.