ЕС вместо ВТО


Присоединение России, Белоруссии и Казахстана единым Таможенным союзом к ВТО может растянуться на 10–12 лет, заявил первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко (цитаты «Интерфакса»). Чиновник Еврокомиссии затруднился определить сроки присоединения союза к ВТО, учитывая, что условия еще не обсуждались, да и сам союз пока не создан. Оценка белорусской стороны корректна, согласен директор департамента Минэкономразвития Максим Медведков.

Зато с ЕС зону свободной торговли Минск, по словам Семашко, рассчитывает создать за 3–4 года: «Речь идет о минимальных для ЕС таможенных пошлинах и благоприятных условиях в торговле». По итогам переговоров с ЕБРР и Хавьером Соланой, верховным представителем ЕС по общей внешней политике, Семашко заявил, что уже в 2009 г. Белоруссия может быть восстановлена в системе обобщенных преференций ЕС. По его оценке, исключение из нее в 2006 г. обошлось стране в $80–85 млн из-за повышения пошлин на ввоз в ЕС на 3–5 п. п.

Весьма вероятно, что построение зоны свободной торговли с ЕС станет приоритетом для Минска, считает директор информбюро по присоединению России к ВТО Алексей Портанский, но рекомендации ЕС могут противоречить установкам Таможенного союза. Приоритетность сотрудничества сейчас определяется, уверен член общественного совета при президенте Белоруссии Сергей Мусиенко, а отношения с ЕС гармонизируются быстрее, чем создается союзное государство с Россией. Брюссель уже сделал выводы из «молочных войн» Москвы и Минска, выделив 10 млн евро на совершенствование стандартизации белорусской продукции.

Создавая зону свободной торговли с ЕС, Минск должен договориться с Москвой и Астаной, напоминает Медведков: после образования Таможенного союза, т. е. с 2010 г., его члены не смогут самостоятельно заключать торговые соглашения. Союз еще не создан, а уже обострились противоречия между его членами, замечает Ярослав Лисоволик из Deutsche Bank.

Создание зоны свободной торговли с ЕС – политическое заявление, уверен Василий Кашин из ГУ-ВШЭ: свободная торговля не предполагает ни госрегулирования розничного рынка, ни ограничения импорта – явлений, распространенных в Белоруссии. Альянс может способствовать притоку инвестиций, открыть рынок, лишив свои компании преференций, Белоруссия вряд ли решится, согласен Лисоволик.