Не все потеряно

ВТБ дал надежду акционерам, купившим акции в ходе IPO, – менеджмент банка обещает проработать идею конвертации акций банка в депозиты
М.Стулов

ВТБ

Банковская группа. Основной акционер – правительство РФ (77,5%). Капитализация – 232,65 млрд руб. Финансовые показатели (МСФО за 2008 г.): активы – $126 млрд, прибыль – $212 млн.

«Я купил акции [ВТБ при размещении] – такой же лох, как и человек, который выступал ранее», – заявил на собрании акционеров ВТБ его президент Андрей Костин. Эта его реплика прозвучала после выступления одного из акционеров банка, предложившего конвертировать вложения в акции банка в депозиты его розничной «дочки», «ВТБ 24». Саму схему конвертации Костин пообещал изучить на соответствие закону.

Костин в ходе IPO вложил в акции ВТБ 26 млн руб. Сейчас его пакет стоит почти вчетверо меньше. Ранее менеджмент ВТБ предлагал схему выкупа акций у миноритарных акционеров, однако наблюдательный совет банка даже не стал рассматривать подготовленные предложения.

На второе после народного IPO собрание акционеров ВТБ, проходившее в Доме музыки, пришли около 750 миноритариев из 165 000. Примерно на 20-й минуте доклада о работе банка, когда Костин, читавший довольно монотонно, дошел до массового оттока капитала, в зале вдруг раздались аплодисменты. Они становились все громче и настойчивее, прибавился свист, так что главе ВТБ пришлось повысить голос. Поняв, что Костина не остановить, аудитория постепенно смолкла. Костин сообщил, что многие банки из-за дефицита ликвидности прекратили кредитовать и столкнулись с быстрым ростом доли просроченной задолженности. Первое для ВТБ нехарактерно – его активы увеличивались и сейчас банк продолжает кредитовать, а вот рост просрочки практически неизбежен. 2009 год будет не менее сложным, чем 2008 год, признал Костин, добавив как бы невзначай, что «отсутствие убытка маловероятно». Приоритетом банка остается контроль над расходами, решение проблем с должниками. Первый вопрос – в этот раз их можно было задавать только письменно – был, как обычно, о цене акций: когда она будет выше цены размещения? «К сожалению, даже деятельность компании мало сказывается на котировках, – признал Костин. – Ситуация переломится, когда рынок перестанет находиться в таком психическом состоянии».

«Вам, может, и не очень понравилось мое выступление, но я хотел сказать, что на Западе все банки попали из-за плохих ценных бумаг, а в России все от реального сектора. Мы стараемся оказывать содействие компаниям, чтобы хоть через три года вернули», – доверительно сказал Костин. Но лояльность акционеры не оценили, единственные слова Костина, вызвавшие одобрение, были о том, что правлению не выплачивались за 2008 г. бонусы и 13-я зарплата.

Тогда Костин попытался подбодрить акционеров еще и тем, что резервы, создаваемые под проблемные кредиты, – «это не все будут потери». Но акционеры уже не могли слушать. «Кто ответит за снижение стоимости акций? Его надо уволить без выходного пособия», «Сделайте из наших вложений в акции депозиты!» – требовали миноритарии. «Если наблюдательный совет не поддерживает (выкуп по цене размещения. – «Ведомости»), на кой ляд нам такой набсовет?» – возмущался пенсионер Виктор Германович Ге. Избираемый консультативный совет миноритариев ему тоже не нравится. Кандидат в этот совет Владимир Тарачев подчеркнул, что процедура избрания у ВТБ демократичнее, чем в Сбербанке, где всех членов аналогичного совета назначил президент банка Герман Греф.

«Ничего не выйдет, если мы не объединимся и не будем требовать от этого менеджмента вернуть награбленное», – был краток акционер по фамилии Любченко. Претензий у миноритариев множество, и они все меньше доверяют руководству банка. Акционер Владимир Синяков даже подверг сомнению отчетность, предположив, что снижение прибыли связано не с ростом резервов, как рассказывал финдиректор ВТБ Николай Цехомский, а с убытками от валютных операций. Возражают акционеры и против выплат «их собственных денег» независимым директорам – Костину пришлось убеждать собрание не идти против международной практики и не разрушать этот необходимый институт. И все-таки в результате выплаты оказываются в 1,7 раза меньше, чем годом ранее. А к следующему собранию Костин пообещал рассмотреть возможность выплаты директорам вознаграждения акциями.