Берите на буксир

«АвтоВАЗ» оказался в пятерке ведущих автоконцернов мира по размеру убытков. Недавно выделенной ссуды от государства на 25 млрд руб. хватит ненадолго. Менеджмент предприятия готовится просить о дополнительной господдержке, иначе оно не выживет
Будущее «АвтоВАЗа» без помощи государства выглядит мрачно/ С.Портер

«АвтоВАЗ»

Автоконцерн. Акционеры – «Тройка диалог» (25,64%), «Российские технологии» (25,1%), Renault (25%). Капитализация – 19,1 млрд руб. (ММВБ).

Вчера «АвтоВАЗ» опубликовал отчет по МСФО за 2008 г. Несмотря на рост выручки на 2,4% до 192,1 млрд руб., «АвтоВАЗ» получил рекордный убыток – 24,6 млрд руб. Показатель EBITDA стал отрицательным – 3,3 млрд руб. Краткосрочные обязательства «АвтоВАЗа» на начало года превысили его текущие активы на 34,96 млрд руб. Почти половина из них (42,2 млрд руб.) – долги поставщикам, а 47,4 млрд руб. – кредиты банков и займы.

Одна из причин убытков – рост себестоимости на 10,36% до 174,7 млрд руб. из-за подорожания металлов, энергоносителей и т. д., объяснил вице-президент по финансам и экономике «АвтоВАЗа» Олег Лобанов. Правда, около 13 млрд руб. убытка бумажные, добавил он. Ведь в конце 2008 г. «АвтоВАЗ» сделал переоценку активов с учетом кризиса, что привело к 10,7 млрд руб. обесценения, а еще почти 3 млрд руб. ушло на создание резервов.

Без поддержки государства в 2009 г. «АвтоВАЗ» может стать не способным продолжать работать «в качестве непрерывно действующего предприятия» и платить по текущим обязательствам, говорится в отчете «АвтоВАЗа». Мер по снижению издержек, стимулированию продаж и др., которые принимает завод, недостаточно. Компания считает, что ей нужна поддержка государства при рефинансировании долгов и обеспечении дополнительных займов.

В этом году ситуация не лучше. За первые пять месяцев завод продал 136 564 автомобиля всего лишь на 32,3 млрд руб., говорится в отчете. Это вдвое меньше, чем за пять месяцев 2008 г. Товарные запасы «АвтоВАЗа» снизились лишь на 20% до 80 000 штук.

За полугодие убыток составил 10 млрд руб., говорит Лобанов. Если бы не ссуда от государства («Ростехнологии» получили из бюджета 25 млрд руб., но пока передали заводу лишь 16 млрд руб.), состояние «АвтоВАЗа» сейчас было бы плачевным, признал он: к концу июня возникли бы проблемы с обязательными платежами.

Никаких дополнительных мер по поддержке «АвтоВАЗа», кроме уже одобренных на совещании в правительстве, не обсуждается, говорит пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. Но компания может подать заявку на получение госгарантии по кредиту в общем порядке, если посчитает нужным. «АвтоВАЗ» даже не называл сумм, которые нужны ему в качестве госгарантий, говорит федеральный чиновник, и тем более не подавал заявку. Если она будет подана, комиссия по антикризисным мерам будет рассматривать ее в конце июля – начале августа. Ведь «АвтоВАЗ» получил госпомощь только что, говорит он, ему нужно доказать необходимость новой поддержки.

Состояние «АвтоВАЗа» почти предбанкротное, говорит управляющий директор AG Capital Александр Агибалов. Но государство вряд ли допустит банкротство завода. Теперь все внимание – на действия менеджмента. Если он в ближайшие несколько месяцев сможет обеспечить улучшение финансовых показателей и продаж, можно будет рассмотреть вопрос дальнейшей поддержки, резюмирует эксперт.