Простите, шучу

В новой комедии Джадда Апатова «Приколисты» (в оригинале Funny People) популярный весельчак Адам Сэндлер ходит грустный и почти не шутит про унитаз

Герой Сэндлера, знаменитый комик Джордж Симмонс, даже советует начинающему коллеге поменьше напирать на сортирные темы, справедливо замечая, что девушки вряд ли потянутся к человеку, который озабочен только тем, как кончить на порножурнал или погромче пукнуть.

У самого Симмонса проблемы намного серьезнее: в начале фильма ему ставят смертельный диагноз, что заставляет юмориста задуматься о том, правильно ли он жил и не профукал ли самого главного.

Разумеется. Жена, не выдержав бесконечных мелких измен, давно ушла к коммивояжеру-австралийцу. Настоящих друзей нет.

К счастью, Симмонса боготворит творческая молодежь, так что любой начинающий юморист с радостью сочинит для него пару шуток и скрасит одиночество, сыграв разом роли ученика и няньки.

Автор тонны сценариев и неформальный лидер нового поколения голливудских комедиографов Джадд Апатов снял свой третий (после «Сорокалетнего девственника» и «Немножко беременна») и самый серьезный – то есть самый сентиментальный – фильм. Трудно сказать, что безнадежнее: придумывать новую смешную репризу про пенис или оригинальный сюжет о том, как жизнь дает второй шанс. В «Приколистах» Апатову не удается по-настоящему ни то ни другое, но попытки выглядят не пошло и даже обаятельно.

Возможно, потому, что эти шутки и сантименты разыграны в дружеском, почти семейном кругу. Сэндлеру, который очень хорош, когда не строит идиотские гримасы, удачно аккомпанирует еще один фирменный апатовский актер – Сет Роген, мягко подсвечивающий экран простодушной деревенской улыбкой на широком лице. Бывшую жену главного героя играет жена режиссера Лесли Манн (а ее детей – ну да, ее дети). Прочие знакомые кролика деликатно заселяют второй план.

Смешнее всех, кстати, не профессиональные комики, а артисты смежного жанра – рэперы RZA (отправленный Апатовым взвешивать салаты в супермаркете) и Эминем, играющий, как многие в этом фильме, самого себя. В лучшем эпизоде «Приколистов» звезда хип-хопа и известный неврастеник нудно объясняет герою Сэндлера, что выздоравливать ни фига не круто (вот умирать совсем другое дело), после чего устраивает отменный самопародийный скандал.

То, что «Приколисты», в сущности, коллективная автопародия, и позволяет Джадду Апатову сохранять искренность интонации и уютную атмосферу камерного стэндап-шоу, которое для героев фильма – как собрание анонимных алкоголиков. Только каждый по очереди должен признаться не в том, что пьет, а в гораздо более интимной и стыдной вещи – неистребимом, всепоглощающем желании быть смешным.

Не нытьем, так пуканьем.