Противоречивые дополнения

Рост доходов сотовых компаний от неголосовых услуг с кризисом застопорился, считает J’son & Partners. Операторы с этим категорически не согласны
С. Николаев

«Вымпелком» и «Мегафон» за II квартал пока не отчитались. Но пресс-секретарь «Вымпелкома» Ксения Корнеева утверждает: все дополнительные услуги с каждым кварталом приносят оператору все больше средств, а быстрее всего растут доходы от мобильного интернет-доступа и передачи сообщений.

Шестая часть выручки. 16,4%

таким был вклад неголосовых услуг в общую российскую выручку МТС во II квартале 2009 г.

В этом году объем российского рынка дополнительных услуг мобильной связи (value added services, VAS) вырастет лишь на 4% – с прошлогодних 94 млрд до 98 млрд руб., а в долларах сократится на 21% до $3 млрд. Таким прогнозом поделилась вчера аналитическая компания J’son & Partners.

Объем доходов операторов от обычных звонков увеличится за год на 11% в рублях (до 606 млрд руб.), а в валюте сократится на 16,4% (до $18,3 млрд), ожидает компания. Таким образом, дополнительные услуги будут расти медленнее, чем основные, считает J’son & Partners. Правда, в первом полугодии, по ее оценке, рынок VAS вырос на 25% к аналогичному периоду прошлого года до 55 млрд руб.

Партнер AC&M-Consulting Оксана Панкратова описывает ситуацию ровно наоборот. Согласно ее предварительной оценке, в первой половине 2009 г. рынок VAS вырос на 30,6% по сравнению с январем – июнем 2008 г. до 56,3 млрд руб. Во втором полугодии темпы роста будут как минимум такие же, так что в целом по итогам 2009 г. доходы операторов, контент-провайдеров и других участников рынка VAS вырастут не менее чем на 30%, ожидает Панкратова.

Консультант-аналитик J’son & Partners Елена Аникеева считает, что рынок неголосовых услуг стагнирует, в частности, из-за стремительно сокращающихся продаж рингтонов и платного видео. Абоненты стали грамотнее и начали скачивать из интернета бесплатный контент, тем более что сайтов с пиратской музыкой и видеоклипами все больше, объясняет она. В прошлом году продажи VAS выросли отчасти на волне интереса пользователей к услуге Ringbacktone (RBT, замена гудка в трубке мелодией), но с тех пор интерес к ней подостыл, считает Аникеева. «Формат, когда абоненту предлагается установить «какую-то мелодию», неэффективен, а процедура выбора конкретной мелодии в услуге RBT весьма сложна», – объясняет она. Уверенно растут, по мнению аналитика, лишь доходы от мобильной коммерции и мобильного доступа в интернет.

Доходы операторов от услуг передачи данных (прежде всего интернет-доступа) в первой половине 2009 г. выросли по сравнению с показателем годичной давности на 45,3% до 15,4 млрд руб., подтверждает Панкратова. Но продажи мобильного контента развиваются еще быстрее – они выросли за тот же период, по ее оценке, на 52,8% до 14,9 млрд руб. Доходы операторов от передачи голоса растут более скромными темпами: Панкратова объясняет это тем, что в кризис люди начинают экономить «с главного», т. е. с тех услуг, на которые они тратят больше всего денег.

И J’son & Partners, и AC&M-Consulting в своих оценках опираются на данные операторов.

В недавних интервью «Ведомостям» и президент МТС Михаил Шамолин, и главный управляющий директор «Вымпелкома» Борис Немшич признавались, что в кризис рассчитывают на опережающий рост выручки от VAS. «Заставить существующих абонентов больше говорить в кризис достаточно тяжело – это противоестественно, – объяснял Шамолин. – А вот продать им какие-то дополнительные услуги, в которых они заинтересованы, более реально».

За несколько лет, в течение которых Немшич возглавлял Mobilkom Austria, этот оператор стал лидером европейского рынка по доле доходов от передачи данных в общей выручке от мобильных услуг (33%). Приоритетное внимание Немшич обещал уделять VAS, в частности мобильному интернет-доступу, и в «Вымпелкоме».

Представители и «Вымпелкома», и МТС категорически не соглашаются с выводом о замедлении роста доходов от VAS. Общий объем этого рынка в первом полугодии действительно составил около 55 млрд руб., соглашается с оценкой J’son & Partners пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. Но во втором полугодии операторы и продавцы контента заработают еще больше, а не меньше, как это следует из данных J’son & Partners, если только экономическая ситуация в стране резко не ухудшится, уверена Осадчая. По итогам года продажи VAS в рублях вырастут примерно на 20%, полагает она.

У самой МТС во II квартале общая выручка в России выросла по сравнению с показателем годичной давности на 6,9%, а доходы от VAS – на 30,9%. В частности, продажи мобильного контента увеличились на 31%, а доходы от услуг передачи данных – на 58%.