Большая перемена: Четвертая возможность


В последних двух модулях годичной программы INSEAD есть несколько курсов о предпринимательстве. Хотя, может, их лучше называть предметами для будущих бизнесменов. По крайней мере, профессор Патрик Тернер, который ведет Entrepreneurial Leadership, обращаясь к нам, часто говорит: «Когда у вас будет своя компания...» Предметы эти популярны – хотя бы один предпринимательский курс из двух-трех в этом модуле взял каждый третий студент.

Еще в INSEAD каждый год проходят соревнования на лучшую бизнес-идею, устраиваются выездные семинары для студентов, заинтересованных в открытии своего бизнеса, на кампус постоянно приезжают «серийные» бизнесмены, создавшие несколько компаний. Словом, школа прикладывает усилия к тому, чтобы добавить студентам четвертую возможность развития карьеры помимо традиционных консалтинга, инвестиционных банков и индустрии.

Многие ли готовы такой возможностью воспользоваться? Можно ли, в конце концов, научить стать предпринимателем? Не думаю. Поболтать, как было бы здорово плюнуть на осточертевшую работу и заняться своим делом, готовы многие. Но только поболтать. А чтобы по-настоящему – сразу после школы написать бизнес-план, привлечь инвесторов, зарегистрировать предприятие, найти помещение, нанять сотрудников и запустить бизнес, – на это готовы меньше 5% студентов. И не думаю, что кризис спровоцирует рост числа стартапов. Сложности поиска обычной работы с лихвой перекроют проблемы финансирования новой компании в нынешнее нестабильное время.

Из тех студентов, с кем я знаком и у кого уже есть понимание, каким бизнесом они хотят заняться через четыре месяца, подавляющее большинство имеют либо опыт работы в своих компаниях, либо опыт самостоятельной работы. Например, бывший трейдер крупного инвестбанка, ушедший оттуда несколько лет назад, чтобы стать актером и одновременно торговать ценными бумагами от своего имени, или руководитель крупного румынского кредитного брокера, создавший его с нуля.

Не сказал бы, что это меня удивляет. Бизнес-школа – это в первую очередь накатанная дорожка, которая гарантирует студентам престижные должности и высокие зарплаты. И ключевое слово здесь именно «гарантирует». Собственный же бизнес, особенно вначале, – риски и стресс. И это тоже вполне убедительно объясняют на занятиях.

И все-таки усилия, которые INSEAD прикладывает в этом направлении, на мой взгляд, более чем оправданы. В чем-то это похоже на модель венчурных капиталистов: пусть провалы и нередки, зато успехами студентов можно гордиться и писать о них кейсы. А знания о том, как управлять быстро растущей компанией из 50 человек, могут пригодиться не только тем, кто займется своим делом.