Точка зрения: ЖКХ: справедливость или беспристрастие


В преддверии принятия закона РФ «О теплоснабжении» полемика вокруг перехода к расчетам за тепло по факту приобрела нешуточный размах. Вопрос этот действительно важен, ведь он затрагивает интересы всех без исключения граждан страны и охватывает ряд действительно актуальных проблем. Таких как выбор качественного и надежного оборудования, организация прозрачной системы расчетов или создание эффективных механизмов тарифного регулирования.

Однако сейчас на повестку дня зачастую выносятся весьма странные тезисы, в основе которых лежит обыкновенная подмена понятий. Например, нужно четко разделять беспристрастный учет тепла и справедливый подход к формированию счетов за него. Ведь это совершенно разные вещи.

Как правило, после установки прибора учета тепла потребитель ожидает снижения размера платежей за отопление. Чаще всего эти расчеты оправдываются. Например, в Приморском крае оплата тепла по факту ниже, чем по нормативу, на 30–50%.

Но иногда возникают ситуации, когда плата возрастает. Например, если дом ветхий (а по данным Минрегионразвития, износ фонда ЖКХ составляет 70%), стены промерзают, в квартирах сквозняки, а плата по нормативу (в пересчете на 1 кв. м) была относительно низкой, то вполне вероятно, что вместо ожидаемой экономии жильцы получат еще большие счета.

Одними из первых в России в этом смогли убедиться жители Томска. Еще в конце 2004 г. здесь была запущена программа «Народный счетчик», в ходе которой в жилых домах на выделенные из областного бюджета средства (более 150 млн руб.) установили почти 2000 теплосчетчиков. Однако из-за того, что не были проведены работы по ремонту и утеплению зданий, а также реконструкции систем отопления, более половины приборов показало более высокое теплопотребление, нежели предусмотрено нормативом.

Подобные ситуации часто провоцируют разговоры о том, что устанавливать теплосчетчики в домах старой постройки несправедливо. Однако надо понимать, что приборы учета лишь отражают ту ситуацию, которая сложилась в теплоснабжении города, микрорайона или конкретного дома. Обеспечить же баланс интересов (т. е. справедливость) при расчетах за тепло может система компенсаций за высокое теплопотребление для обитателей ветхих домов. Но решение подобных вопросов находится в ведении государственных и муниципальных властей.

На пути к цивилизованному рынку тепла, где потребители и поставщики энергии взаимозависимы, объективный учет просто необходим. Да и сложно говорить о справедливости, не имея реальной картины потребления. В Западной Европе, где споры вокруг перехода к расчетам за тепло по факту уже давно утихли, показания теплосчетчика являются в настоящее время единственным основанием для коммерческих расчетов между поставщиками и потребителями. Поэтому можно сказать, что современные ультразвуковые приборы, такие как Multical и Ultraflow, позволяющие обеспечить достоверный учет, являются закономерным результатом эволюции европейского рынка тепловой энергии. Именно к такой модели взаимоотношений должен стремиться сегодня и российский рынок централизованного теплоснабжения.

Учет не может быть более или менее справедливым, он должен быть беспристрастным, т. е. точным и не зависящим от желаний какой-либо из сторон. Как использовать результаты измерений и на чей счет относить большие теплопотери – а они составляют в среднем 60% от произведенного тепла, – это, безусловно, важный вопрос. Но прежде их нужно измерить и зафиксировать, иначе решить проблему будет невозможно.

Если же каждый станет думать, выгоден ему прибор учета или нет, то ни о какой беспристрастности говорить не получится. Равно как об энергосбережении, экономии средств и реконструкции ЖКХ. Такой выборочный учет не сможет дать общей картины, выявить те проблемы отрасли теплоснабжения, которые требуют решения в первую очередь. Поэтому избирательная установка теплосчетчиков просто-напросто сделает их использование неэффективным.

Не имея точных данных о расходе тепла, нельзя сделать и однозначных выводов о необходимости проведения энергосберегающих мероприятий или об их эффективности. В полной мере это относится и к федеральной программе капитального ремонта многоквартирных домов.

На эти цели государством было выделено 240 млрд руб. Одним из основных условий регламентирующего программу федерального закона № 185-ФЗ является повышение энергоэффективности жилых зданий. Однако при отсутствии приборов учета будет весьма непросто оценить этот показатель, а значит, государственные деньги могут уйти «не туда».