Бонусное неравенство

Через два месяца Уолл-стрит начнет выплачивать бонусы банкирам. В этом году размер выплат будет сильно отличаться по подразделениям – некоторые банкиры получат на 60% больше, чем в 2008 г., некоторые – на 30% меньше, прогнозирует консалтинговая фирма Johnson Associates

Goldman прирастает трейдингом

В III квартале трейдеры Goldman Sachs всего один день торговали в убыток. 36 из 65 дней, когда проводились торги, они зарабатывали более чем по $100 млн прибыли. Во II квартале у банка было 46 таких удачных дней, в убыток трейдеры торговали два дня. За июль – сентябрь на трейдинговых операциях Goldman Sachs заработал $6 млрд прибыли. Таким везением трейдеры обязаны центробанкам, которые продолжают накачивать экономику ликвидностью. До кризиса трейдеры получали убыток значительно чаще. FT

Бонусы инвестбанкиров увеличатся на 40% по сравнению с 2008 г., говорится в исследовании Johnson Associates, специализирующейся на консалтинге по компенсациям. Впрочем, рассчитывать на такой рост могут далеко не все – в некоторых подразделениях, сильнее других пострадавших от кризиса, бонусы сократятся.

На 60% вырастут бонусы у трейдеров, работающих с облигациями, сырьем и валютой. Они получат примерно столько же, сколько до кризиса. По данным The New York Times, вознаграждение старшего трейдера, специализирующегося на инструментах с фиксированной доходностью, составит порядка $930 000 деньгами и акциями против $695 000 в 2008 г. Бонусы трейдеров по акциям будут на 40–50% больше прошлогодних, бонусы банкиров, занимающихся организацией размещений акций и бондов, – на 15–20%.

Рост бонусов – следствие роста доходов, которые заработали для банков эти подразделения. Сделки с акциями были прибыльны из-за волатильности рынка и высокого спроса инвесторов. Рынок бондов выиграл от изменения ставок и сделок с валютой, а также замедления темпов списаний. «По мере того как компании выздоравливают, они больше платят людям», – отмечает управляющий директор Johnson Associates Алан Джонсон.

Кеннет Файнберг, «зарплатный царь» в администрации президента США Барака Обамы, ограничил вознаграждения в семи компаниях, получивших самую большую госпомощь, но на компенсационную политику остальных банков и компаний он влиять не может. Право накладывать вето на вознаграждения банкиров должна получить Федеральная резервная система США (ФРС). Но пока не известно, когда оно вступит в силу. Тем не менее на днях ФРС сообщила крупным банкам, что уже в этом году они должны начислять бонусы в зависимости от риска, который банку приносит сотрудник, хотя соответствующее требование официально начинает действовать только в 2010 г.

По оценке Johnson Associates, в целом вознаграждения на Уолл-стрит будут ниже предкризисных 2006 и 2007 гг., причем у многих они будут меньше, чем даже в 2008 г. На 5–10% сократятся бонусы сотрудников, занятых в коммерческом банкинге, на 10–15% – на рынке слияний и поглощений, на 15–20% – в управлении активами, в том числе хедж-фондов, на 20–25% – в фондах прямых инвестиций, на 25–30% – у первичных брокеров.

Банкам приходится искать пути, позволяющие примирить требования регуляторов сокращать бонусы с необходимостью платить конкурентное вознаграждение. «Конечно, я должен учитывать мнение многих акционеров, что банкирам платят слишком много, – говорит гендиректор Barclays Джон Варли, – тем не менее и наши акционеры, и наши клиенты ожидают от Barclays, что мы укомплектуем штат самыми лучшими людьми, какими сможем». Цель менеджмента – платить минимальные компенсации, которые будут при этом конкурентоспособными, отмечает он.