Мировой опыт: Только Польша в помощи не нуждается

Сегодня мало что в Варшаве напоминает о социализме, разве что бывший Дворец культуры и науки/ AFP

Мировой экономический кризис, очевидно, отразился на Центральной и Восточной Европе сильнее, чем на любом другом регионе, и ЕБРР считает, что его страны нуждаются в дополнительной помощи. Но некоторым из новых членов ЕС, проводившим более правильную политику, она требуется меньше или не требуется вовсе.

Кризис обнажил слабые стороны нескольких стран – чрезмерные объемы заимствований, высокую зависимость от ипотечных кредитов в западных валютах (это касается, в том числе и Венгрии) и недостаток контроля за операциями на валютном рынке (в Латвии). Эти страны, а также Украина, где одной из причин возникновения проблем считается политическая нестабильность, уже просили помощи у Международного валютного фонда и Европейского центрального банка. Латвию пришлось практически спасать от дефолта. Одну из главных проблем Латвии и некоторых других стран эксперты видят в том, что их банки на 60–80% принадлежат западным, что хорошо работало до кризиса, но поставило страны под удар, когда он разразился.

«В странах Балтии такая система позволяла предоставлять многие финансовые продукты, в первую очередь малым и средним предприятиям, так же как это происходит в развитых странах, – говорит профессор Кинстонгского университета Дэвид Смоллбоун. – Во время кризиса его эффекты стало возможно быстро перенести на эти страны».

Профессор Колумбийского университета Айрини Финел-Хонигман, впрочем, замечает, что, например, шведские банки выразили готовность поддерживать принадлежащие им банки в регионе.

Но примером страны, проводившей наиболее верную политику, считается Польшу, меньше всех пострадавшую от кризиса, а важнейшим элементом этой политики – именно решение ограничить присутствие западного капитала в своих банках. Кроме этого правительство, как и власти некоторых других стран, оградило свой рынок от притока западных ипотечных кредитов, в результате чего люди меньше пострадали от падения цен на жилье. Польша с ее второй по величине экономикой в регионе (после России) скорее всего станет единственным новым значимым членом ЕС, где в этом году, очевидно, вырастет ВВП. Она стала одной из стран, которые дали понять, что не нуждаются в зарубежной помощи.

«Польшу можно сравнить с Канадой, гораздо более развитой страной, которая, находясь рядом с США, все-таки меньше пострадала от ипотечного кризиса, поразившего Америку, благодаря тому, что ее банки придерживались более консервативной политики», – говорит профессор Оксфорда Питер Оппенхаймер. Ни Канада, ни Польша не пали жертвой ипотечного кризиса, поставив заслон на пути спекулятивных инвестиций и сложных производных инструментов». По мнению Оппенхаймера, важнейшим фактором успеха Польши явилась относительно низкая составляющая экспорта в ВВП, то есть она меньше пострадала от падения импорта. «В общем и целом выиграли страны, вошедшие в кризис с положительным сальдо торгового баланса. Сейчас у них либо скромный дефицит, либо оставшийся положительный баланс. У них был запас прочности», – считает Оппенхаймер. Прогнозы Всемирного банка по Польше в основном положительные, ее инвестиционные рейтинги достаточно высоки, отмечает Финел-Хонигман. Неплохое положение и у Чехословакии, и Словении, добавляет она.

Тем не менее недавно Европейский банк реконструкции и развития недвусмысленно дал понять, что «нет сомнений в том, что глобальный кризис нанес больший ущерб экскоммунистическим странам, находящимся в переходном периоде, чем любому другому региону», и попросил правительства стран, входящих в ЕБРР, увеличить капитал на 50%. Это всего лишь 10 млрд евро – сумма, несравнимая с теми, которые правительства вкладывали в мировые финансовые рынки. Но позиции ЕБРР понятны; банк предупреждает о том, что регион скорее всего еще долго будет нуждаться в поддержке со стороны правительств и около правительственных организаций. Это стало сигналом для представителей правительств и банкиров – участников ежегодной стамбульской встречи Международного валютного фонда. ЕБРР намерен убедить мир в том, что при обсуждении возникшего в мире дисбаланса его епархия – развивающиеся страны – не должна быть обойдена. В то время как многие международные наблюдатели в последнее время повышали прогнозы по экономическим показателям, ЕБРР предсказывает падение ВВП в регионе на 6% (в мае прогноз составлял 5%).

В высказываниях ЕБРР не слышно паники – ситуация уже не та, что восемь месяцев назад, когда были опасения, что крах Латвии может привести к цепной реакции. Но ЕС и МВФ вновь готовы вмешаться. Остаются нерешенными несколько серьезных вопросов. Объем «плохих» долгов банков растет, хотя те и утверждают, что он пока не достиг опасного уровня, растет безработица, дефицит бюджета увеличился за счет антикризисных затрат. По подсчетам рейтингового агентства Fitch, госдолги Чехии, Венгрии и Польши в этом году могут вырасти на 10%-ных пунктов от ВВП в 2008–2010 гг. В результате у Венгрии долг составит крайне высокие 82% от ВВП, у Чехии – 41%, у Польши – 56%, несмотря на то что в этой стране он законодательно закреплен на уровне 55%.

Страны региона продолжают быть зависимыми от иностранного капитала. В IIF, представляющем банкиров, подсчитали, что в 2007 г. $382 млрд, более 40% финансовых вливаний в развивающиеся рынки, пришлось на Центральную и Восточную Европу. В IIF предсказывают, что даже при поддержке МВФ, ЕС и ЕБРР в этом году эта цифра будет близка к нулю.