Вектор


Соскучились по ВЭБу

Субординированные кредиты банкам от Внешэкономбанка – «один из самых удачных проектов», считает первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян. Поэтому он думает, что к этому инструменту придется возвращаться. Ведь предложенная государством замена – капитализация за счет облигаций федерального займа (ОФЗ) – не находит отклика у банкиров. Меликьян предлагает зарезервировать в бюджете на следующий год средства для субординированных кредитов – тем более что у ВЭБа есть три заявки от банков в высокой степени готовности. Ведь привлекать, а затем размещать деньги – это работа банков, а вот делиться акциями и полномочиями с государством – это уже крайность, на которую бизнесмены решатся в самый последний момент или когда уже будет поздно. Наблюдательный совет Внешэкономбанка под председательством премьера Владимира Путина вчера решения на сей счет не принял. Но, возможно, время еще есть. «С учетом того, что субординированные кредиты предоставлены сроком на 10 лет, эти дополнительные ресурсы будут и в дальнейшем поддерживать деловую активность в экономике», – объяснил Путин, который надеется, что, даже если не все было эффективно и вовремя реализовано, в самый сложный период времени все же сыграло положительную, стабилизирующую роль.

Дело на миллиарды

Государству проще спасать проблемные банки, чем частным инвесторам, признался директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов. Спасением банков от имени государства занимается Агентство по страхованию вкладов (АСВ). «Получается, что у банков с участием АСВ в оздоровлении более комфортные условия, под контролем ЦБ им можно допускать временные отклонения от общеустановленных нормативных требований», – цитирует Сухова «Прайм-ТАСС». По мнению Сухова, подобное отклонение можно допустить и для банков, в санации которых не участвуют госструктуры, но это можно сделать только для системно значимых кредитных организаций. Это не только повысит моральный дух потенциальных инвесторов, но и поможет существенно сэкономить на определенном этапе. Ведь большинству проблемных банков в первую очередь требуется капитал для соблюдения обязательных нормативов. А в случае с системообразующими банками речь идет о сотнях миллионов, а то и миллиардов долларов.

Праздник под вопросом

В составленном МЧС черном списке клубов и ресторанов, которые в ближайшее время могут быть закрыты по решению судов за нарушение требований пожарной безопасности, уже более 300 заведений по всей России. Из 98 московских нарушителей восемь уже закрыты, а из 26 петербургских – три. Клубы не смогут работать от 20 до 90 дней, т. е. гарантированно пропустят самый большой праздник в году. Для ресторанов и прочих увеселительных заведений год и так был очень плохим – доходы упали на 30–40%, и надежд на лучшее мало, а тут их выводят из игры на весь высокий сезон, продолжающийся с декабря по март. Конечно, хороший клуб должен зарабатывать каждый день, а не только по праздникам, но по завершении срока наказания многие из них могут в бизнес и не вернуться: капризная публика, по крайней мере в Москве и Петербурге, может переключиться на другие заведения. Если, конечно, кому-то удастся убедить МЧС в своей полной пожаробезопасности. А ведь на 100% безопасных зданий не существует, особенно если речь идет о постройках в историческом центре, – это даже сами пожарные признают, замечает ресторатор Андрей Делосс.

Предприниматели жалуются на жесткость пожарных и судей. Один из них рассказал «Ведомостям», что повестку в суд в его компанию принесли за два часа до заседания и юристы просто туда не успели, другой пожаловался, что судья приняла решение на основании материалов старой проверки, тогда как большинство замечаний пожарных уже учтено.

Клубы должны быть безопасными, но почему сейчас убытки будут нести только они, а к МЧС, которая давала разрешение на открытие и работу всех этих заведений, претензий никто не предъявляет, возмущается Наталья Степанюк из IQ Marketing.