Новинки книжных развалов


Бизнес по правилам и без

Алан Веббер

М.: Юнайтед пресс, 2009. 276 с.

«Я не волшебник. Я только учусь. Но ради тех, кого люблю, я способен на любые чудеса» – эти слова мальчика-пажа из «Золушки» Евгения Шварца сразу стали афоризмом. Алан Веббер, много лет проработавший в HBR и затем основавший Fast Company, преподнесенные ему жизнью бизнес-уроки тоже «формулировал в виде кратких афоризмов», а недавно «вновь взял в руки свои карточки – теперь я перечитывал их, чтобы сформулировать собственные правила успеха».

Воодушевят ли его правила читателя и есть ли в них чудодейственное средство для выживания в условиях кризиса? Не исключено. «Пятьдесят два пункта, изданных под этой обложкой, – пишет автор, – я скрупулезно собирал на протяжении сорока лет». И добавляет среди прочего, что его «собеседниками были руководители корпораций и духовные лидеры, тренеры и писатели, бизнес-аналитики и депутаты».

Вот один из них, Билл Стриклэнд, член Гильдии манчестерских ремесленников в родном Питсбурге: «уже сорок лет занимается обучением молодых людей, помогая им получить достойное образование, конкурентоспособную специальность, самоуважение и надежду на успех». По мнению Веббера, он «руководит единственной в мире образовательной программой, которая нацелена на борьбу с бедностью и преступностью, но при этом за время своего существования четырежды завоевывала премию «Грэмми». Окрыляет и то, что стоимость обучения в этой школе – $1500 в год на каждого студента «и 85% выпускников впоследствии поступают в колледж».

Правила успеха Веббера – не только о прошлом. Так, правило № 8 «новые реалии требуют новых понятий» содержит такой пример: генеральный директор General Electric Джеффри Иммельт «подверг сомнению несколько привычных понятий» и ныне, как отмечает автор, «General Electric использует новую классификацию, подразделяя мир на страны, обладающие природными ресурсами, страны, обладающие людскими ресурсами, и страны, обладающие развитыми технологиями и научными знаниями».

Правда, об одном успехе Веббер рассказал скупо – о том, как основатели журнала Fast Company искали «команду инвесторов нашей мечты», куда каким-то непостижимым образом попали Майкл Портер, Хиротаки Такеучи и другие звезды менеджмента. Поэтому в правило о том, что «запуск бизнеса – это поиск правильных людей, которые станут инвестировать в ваш проект, а вовсе не в поиск денег», верится с трудом.

Правдивее и понятнее простые правила, которые хочется напомнить любому руководителю: «Старайтесь побольше общаться с обычными людьми, теми, кто знает жизнь, – пишет Веббер. – <...> Приносите на работу обед в пакете, чтобы поесть с сотрудниками за общим столом. Пригласите неприятного вам клиента на ужин. Или без участия секретаря отвечайте на свои телефонные звонки – по крайней мере, Уоррен Баффетт делает именно так».